Новая тенденция в Интернете – создавать трейлеры к книгам

На новинку первыми отреагировали библиотекари, активно поддержав идею. Но  засомневались — а смогут ли такие ролики повысить интерес к чтению или это стоит делать другими методами? Кадр из буктрейлера к книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

На новинку первыми отреагировали библиотекари, активно поддержав идею. Но засомневались — а смогут ли такие ролики повысить интерес к чтению или это стоит делать другими методами? Кадр из буктрейлера к книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Что такое трейлеры к фильмам, уже всем известно. Эти короткие видеосюжеты появляются незадолго до премьеры картины, и их главная задача — привлечь внимание к киноновинке. Но недавно Интернет захлестнула волна буктрейлеров (от английского book (бук) — «книга»). Трейлеры к книгам. Что это такое и зачем они нужны?

И самый главный вопрос, который возникал у меня, пока я бродила по интернет-сайтам, изучая видеоролики, — могут ли они побудить человека прочитать книгу? Казалось бы, для этого и создаются эти небольшие ролики, ставшие уже самостоятельным жанром, объединяющим литературу, изобразительное искусство и Интернет. Это визуализация книги, её презентация, и что, казалось бы, в этой новой тенденции может быть спорного?

—У меня противоречивое отношение к этому, — разрушила идеалистическое представление о буктрейлерах ведущий библиотекарь отдела культурно-массовых коммуникаций Свердловской областной библиотеки имени Белинского Ирина Кочурова. — Считаю, что это модное явление, но не более. Не понимаю, как и зачем нужно продвигать Чехова, Толстого? Классика в рекламе не нуждается. И если человек не хочет читать, никаким роликом вы его к этому не подтолкнёте.

—То есть вы считаете, что это не поможет поднять интерес к чтению?

—А кто сказал, что он падал? Я считаю лишними все эти разговоры о том, что мы уже не самая читающая страна в мире и что молодёжь не тянется к книгам. К нам в библиотеку постоянно приходит пугающая статистика от книгоиздателей, что книги не продаются. Но падают продажи книг, а не интерес к чтению.

—Это связано со стоимостью книг?

—Да. Кроме того, сейчас набирают популярность ридеры (электронные книги). Так что все эти пугающие цифры — не истина в последней инстанции. Люди читают, берут книги в библиотеках, скачивают их из Интернета.

—Ну, а если кто-то не интересовался произведением, а ролик увидел — и захотел прочитать?

—Дело в том, что цель такого ролика — продвинуть книгу. И некоторые делаются в назидательной манере. Но когда человеку что-то навязываешь, он это отталкивает. Нельзя человеку ничего навязывать. Чтение — выбор каждого.

Действительно, есть ролики, после которых остаётся тягостное ощущение, будто бы тебя заставляют прочитать именно эту книгу. Особенно много подобных буктрейлеров в сети можно найти на классические произведения. Но явление только-только набирает популярность, и сейчас — самое время задуматься: каким же должен быть такой ролик, чтобы всё-таки заинтересовать читателя?

—Сейчас в библиотечной среде ведутся активные споры о том, как снимать эти самые ролики, — рассказала главный библиограф екатеринбургской библиотеки имени Горького Татьяна Попова.

—И о чём же спорят?

—Согласитесь, в коротеньком трейлере сюжет романа не передать. Кроме того, если книга интересная, в ней бывает столько сюжетных линий! И каждому читателю самой важной кажется какая-то одна. В ролике всё это не охватишь. Я недавно сама делала буктрейлер к книге Мариам Петросян «Дом, в котором...». Выложила его на сайте, а потом посыпались критические отзывы... — Татьяна Геннадиевна вздыхает. — Не понравилось.

—За что критиковали?

—Мол, я сюжет не раскрыла. Но как его раскроешь, когда это такое многогранное произведение! По-моему, в основе буктрейлера должен лежать не пересказ.

—А что тогда?

—Атмосфера книги, эмоции... Ролик должен не рассказать сюжет, а заинтриговать. Мы только что вернулись с областного форума библиотекарей в Алапаевске, и там этот вопрос поднимался. Всем интересна эта новая тенденция, ведь это может повысить интерес к чтению. Только вот как это качественно сделать?

Захожу на сайты, посвящённые буктрейлерам, смотрю разные ролики. Условно они как раз и делятся на два «лагеря»: одни — это набор цитат, рассказ о главном герое и короткий пересказ, который выглядит очень сумбурно. К примеру, ролик по одной из моих любимых книг Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывает только любовную линию героев. Если человек никогда не читал произведение, у него сложится впечатление, что книга исключительно о любви. Другое дело — ролик по уже упомянутой книге «Дом, в котором...» (сделанный не библиотекой Горького, а группой, посвящённой творчеству Мариам Петросян в одной из соцсетей). Этот буктрейлер — загадка: неясно, о чём книга, что случилось с героями. Но тонко передаются атмосфера и настроение. Есть в сети и варианты, когда в ролике передаются и атмосфера, и сюжет. Например, буктрейлер к книге «Маленький принц» производства студии «Эволюция» — это маленький фильм. В этом буктрейлере есть все основные персонажи книги, но остаётся интрига — что же с ними будет?

—Интрига — это самое главное, — рассказывает екатеринбургский дизайнер, создавший буктрейлер к книге Александра Шорина (журналиста «ОГ») «Другой мир за углом» Матвей Герасимов. — Я считаю, ролик не должен раскрывать сюжет, он должен шокировать зрителя — именно это заставит его найти и прочитать книгу. Можно показать главного героя за какой-то работой, но нельзя рассказывать, что он делает и как сложится его судьба. В общем — никакой конкретики. Пусть лучше останется ощущение недосказанности. Но важно передать общее настроение книги. Конечно, это нелегко — если углубиться в абстракции, то ролик вообще не отразит сути книги, а это тоже плохо. Буктрейлер должен быть по теме, но без конкретики.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Мариам Петросян «Дом, в котором...»

М. Леви «Похититель теней»

А. Шорин «Другой мир за углом»

Областная газета Свердловской области