В Свердловском областном краеведческом музее открылась выставка «Романовы. На изломе российской истории».
Человеку с живым воображением легко представить, как загнанный в угол самодержец (отвернулись все, даже монархисты) присаживается за стол в своём вагоне-опочивальне, отодвигает чуть в сторону бронзовое пресс-папье или ножик для разрезания бумаги и подписывает исторический документ об отречении от престола. Обстановку роскошный кожаный диван, пуфики мы видим на фотографии. Остальные вещи, подлинники, прячутся за стеклом.
И вот что интересно: знакомство с Романовыми предложено музеем не единственно в их заключительной горькой стадии, когда «кругом измена, трусость и обман». Экспозиция начинается с основоположников династии. Тут Михаил и сын его Алексей Михайлович. Глазурь плиток из несохранившегося дворца, слюдяная оконница, похоже, совсем не пропускавшая солнечный свет в горницу, металлическая фурнитура дверных ручек. А два хрустальных бюста первых Романовых, хоть и доставлены на сей раз из Павловского музея, но, вообще-то, произведены были столетия назад руками уральских мастеров.
Романовы и Урал... особая страничка в истории. Без Петра Великого, естественно, никуда. Горнозаводской край наш, по большому счёту его детище. Екатерине Первой мы обязаны названием города. От Елизаветы в анналах Свердловского краеведческого музея осталась жалованная казаку сабля с гравировкой «Божьей милостью мы, Елизавета Петровна...» Кстати, один из заводов в те давние, почти забытые времена звался Елизаветинским. Название сохранилось в топонимике города. При Екатерине Второй город наш стал уездным. К тому же много сил было положено на борьбу с Емелькой Пугачёвым, вольготно по Уралу прокатившимся. А вот Александр Первый сам был гостем Екатеринбурга. Посещал Нижне-Исетский завод, Берёзовские промыслы (даже в шахту спускался), на Верх-Исетском отметил сметливость и живой ум управляющего Зотова. Протоколы думы (в витрине) зафиксировали, как и чем отметили высокий визит городские власти. Бывал в Екатеринбурге и цесаревич, будущий царь-освободитель Александр Второй. Сопровождавший его воспитатель и поэт Жуковский оставил с этой поездки карандашные рисунки будущей Уральской столицы.
Мы ещё перейдём в следующий зал, где больше печали. Где испытываешь боль от содеянного и, наверное, покаяние. Композиция, по крайней мере, подводит к этим мыслям. И скульптурная группа Зураба Церетели «Ипатьевская ночь», расстрельная ночь, где вечные жертвы смотрят на вечный (хочется надеяться) мир уже навечно закрытыми глазами. Художник сделал музею царский подарок теперь его работа принадлежит нам. А на месте расстрела вознёсся Храм. Ведёт ли к нему наша дорога?