Работая над книгой рекордов области, мы обратили внимание за последние десять лет на Свердловской киностудии не было выпущено ни одного анимационного фильма. Что это кризис жанра? У нас нет режиссёров анимационного кино? Но разбираясь в ситуации, мы поняли проблема совсем в другом.
Вот такое кино получается
Объединение художественной мультипликации при Свердловской киностудии начинает работать в 1973 году. Первые работы по произведениям Мамина-Сибиряка и Бажова. К восьмидесятым годам анимацию Свердловской киностудии можно было отличить не только по «уральским» сюжетам, но и по особой интонации, стилю, технике. В девяностые годы многие работы получают мировое признание. Например, «Корова» Александра Петрова номинируется в 1990 году на «Оскар». За фильм «Гагарин» режиссер Алексей Харитиди получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Мультипликационные фильмы Алексея Караева «Добро пожаловать» и «Жильцы старого дома» по несколько раз получали Гран-при и первые призы международных кинофестивалей. Такими же громкими успехами могут похвастаться Оксана Черкасова, Владимир Петкевич, Сергей Айнутдинов...
В общем, анимация развивалась и процветала. Так что же произошло?
После перестройки изменилась система кинопроизводства, рассказывает режиссёр-аниматор и председатель Правления Свердловского регионального отделения Союза художников России Сергей Айнутдинов. Раньше мы работали на киностудии и точно знали, что выйдет два-три анимационных фильма. Сейчас система грантов желающие подают заявки и получают средства на съёмки. Значит, Свердловская киностудия не подавала грантовых заявок. Кроме того, в последнее время появилось большое количество небольших частных студий, занимающихся производством именно мультипликации.
Одна из самых известных студия анимации «А-фильм» появилась в 2000 году. На этой киностудии нам пояснили, что формально они действительно работают с 2000 года. Но фактически появились гораздо раньше. Ещё в апреле 1989 года было создано самостоятельное Творческо-производственное объединение художественной мультипликации Свердловской киностудии, которое позже и преобразовалось в студию «А-фильм» и стало совершенно самостоятельной организацией. Последний фильм, снятый именно Свердловской киностудией, «Шаг в сторону» Айнутдинова (2004 год). «Остальные, пояснили нам на А-фильме, это уже наши работы». Вот такое кино получается.
Падает планка
Развитие анимационного кино в какой-то момент остановилось, пояснил Сергей Айнутдинов. Да. Есть молодые ребята, но они не стали лучшие и интереснее тех, кто прославил свердловскую анимацию. Одна из причин застоя это, конечно, тот фактор, что анимация получила статус «наколенной». Появилось много маленьких студий, каждая из которых решает свою локальную задачу. Нет глобальных проектов, сильных лент... В Санкт-Петербурге, к примеру, есть большая профессиональная студия «Мельница». Нам, наверное, такой же централизованной силы не хватает. А то, что Свердловская киностудия не снимает анимацию, на самом деле не так страшно. Она просто пошла по такому пути развития. Пока трудно сказать, что будет с режиссёрами-аниматорами, которые начали работать в последнее время.
...Если подвести итог режиссёры есть. Фильмы снимаются, пусть и мало. Даже награды есть совсем недавно на международном фестивале анимационного кино в Аннеси специальный приз получила Анна Буданова за мультик «Обида» («ОГ» рассказывала про это в номере от 18.06.13). Просто всё это не связано со Свердловской киностудией (хотя все маленькие студии вышли именно из неё).
Мы подняли эту тему, потому что нас заинтересовала статистика в списке фильмов в последние годы нет анимации. А вышли на совсем другую проблему нет единой системы, которая существовала, когда анимационные фильмы снимали исключительно на Свердловской киностудии. И отсюда падает планка качества, которую подняли наши мэтры анимационного кино, да и фильмов снимается в разы меньше.