Выставка, открывшаяся в Свердловской областной библиотеке имени Белинского, называется подробно, сложно, зато исчерпывающе «Ночь на Земле. Графика Арта Вергера и Ким Сюн Йона. Избранное из программы Международного фестиваля меццо-тинто».
К сему добавлю, что мой гид главный библиотекарь Марина Соколовская исполнила настоящий панегирик экспозиции. И навсегда, наверное, сделала меня поклонницей загадочно-прекрасного, с музыкальным оттенком слова: меццо-тинто.
В общем, есть два способа создания гравюры на металле. Травление (офорт, акватинта и другие) и механически (резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто). Меццо-тинто это когда поверхность пластины сначала зернится, потом на шероховатой поверхности создаётся рисунок. То, что должно быть светлым, выглаживается. Градации тона создаются за счёт гладкости: чем глаже, те светлее.
Техника очень сложная и трудоёмкая просто физически. Поэтому с появлением офсета и фотографии практически ушедшая в небытие. Но в XX уже веке возвращённая. Почему? Да потому, объясняет моя спутница, что то потрясающее свечение, которого можно достичь с помощью меццо-тинто, создаёт ощущение тайны, скрытого от нелюбопытных глаз подтекста, сказочного ореола вокруг избранного предмета.
Другими словами, сегодня любителей этой манеры письма достаточно много. И во втором Международном фестивале, что прошёл летом в Екатеринбурге, участвовали сотни работ. И в том числе были персональные выставки победителей первого фестиваля. Среди них американец Арт Вергер и кореец Ким Сюн Йон. Их прежде всего и отметила Марина Соколовская.
Нет, конечно, без колебаний не обошлось. Но как-то так сложилось в душе, что хоть и разные, художники удивительно дополняли друг друга. Завораживали зрителя феерическими и фантастическими пейзажами умытых дождями ночных городов, подсвеченных электрическими огнями рекламных щитов, фонарей, не поддающихся счёту небоскрёбных окошек. Стопорили взор на почти фотографических снимках наших современников, сделанных в минуту, когда человек свободен от чужого глаза, когда он в горе и в радости, в любви и в одиночестве, когда не подозревает, что подсмотрен бесцеремонным и беззастенчивым папарацци, когда личного пространства так мало, что даже тень, и та путается под ногами.
Напоминаю, речь не о фотографиях. Речь о меццо-тинто. О реальности, говорит Марина, напоминающей кино. О языке искусства, на котором можно общаться. О тех переживаниях, что актуальны сегодня, сейчас. О мастерстве, которое никогда не выходит из моды.
Между прочим
Почему вдруг художественная выставка и в библиотеке? На самом деле ответить на этот вопрос не сложно. В цивилизованных странах просто принято устраивать в библиотеках такого рода экспозиции. Имеются даже специализированные залы. В Белинке тоже такой был, но сейчас в старом здании ремонт. Зато есть фойе. И стены, словно предназначенные для показа шедевров.