Телеобозрение: "Не шоу - ледовый спектакль"

Неделю назад вторая программа нового сезона «Ледникового периода» — проекта-долгожителя «Первого канала» — была раскритикована мною же за то, что на сей раз далеко не всех звёзд (то есть тех, кто встаёт в пару с чемпионами-фигуристами) не то что звёздами трудно назвать, многие из них пока мало кому известны.

Посмотрев третий выпуск ледового шоу, не скажу, что хочу взять свои слова обратно, но отмечу: звёздность участников — не самое главное. Важнее, что уже восьмой год подряд этот проект рождает на свет нечто, название чему ещё не придумали — я называю это: ледовый мини-спектакль.

Понятно, что «Ледниковый период» не открыл миру этот синтез спорта и искусства — любители фигурного катания до сих пор помнят ярчайшие образцы просто-таки театрального действа на льду. Что тут говорить, если телезрители со стажем уже десятки лет вспоминают знаменитого «Ковбоя» в исполнении Игоря Бобрина или «Кармен» Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина (причём, если в первом случае это показательный танец, то во втором — произвольная программа). Периодически и сегодняшние лидеры мирового фигурного катания радуют нас шедеврами. Но благодаря новым правилам фигурного катания, согласно которым даже танцоры — не говоря уже про одиночников и парников — должны выполнить определённый, чётко оговоренный набор элементов как в короткой, так и в произвольной программах, — особо не разгуляешься! Так что, прямо скажем, профессиональным фигуристам не до спектаклей на льду. В этом плане их выручают разве что показательные выступления. Да и то таких ярких, ставших событием, которые помнят десятилетия (как тот же бобринский «Ковбой») показательных выступлений в последние годы что-то не наблюдается.

А вот «Ледниковый период» рождает настоящие мини-спектакли на льду, можно сказать, в каждом туре. И здесь уже совсем не важно, будет ли представлен весь обязательный набор элементов. Важнее другое — на льду играется, ещё правильнее сказать, проживается история. Ярчайший пример — программа на музыку из кинофильма «Список Шиндлера», представленная в воскресенье в «Ледниковом периоде» Ириной Медведевой и Повиласом Ванагасом. Вот уж точно — это не спорт, не тем более шоу, не танец, и даже не балет на льду. Самый настоящий ледовый мини-спектакль. И по большому счёту — искусство. С первых мгновений, когда взгляд не оторвать от наполненных слезами глаз Ирины Медведевой, до вызывающих комок в горле последних секунд действа — момента, когда герои размыкают руки. Ещё несколько удачных номеров подарил нам воскресный «Ледниковый период» — это и «Агент 007» Лянки Грыу и Максима Маринина, «Последний император» Аниты Цой и Алексея Тихонова, «Гладиатор» Маруси Зыковой и Романа Костомарова.

Всё время поражаюсь тому, как Илья Авербух и Александр Жулин умудряются еженедельно создавать по дюжине программ, в которых каждый раз придумывают всё новые и новые уникальные элементы. Порой даже возникают мысли, что, если весь их креатив за восемь лет существования проекта да в другое бы русло, то, может, выступления российских фигуристов на крупнейших международных состязаниях могли бы быть в последние годы более весомыми.

«Ледниковый период» относят к программам, в которых участники «занимаются не своим делом». Да, в пару к профессионалам здесь встают актёры, певцы, спортсмены. Но разве это важно, если их творения приносят людям радость?

Областная газета Свердловской области