В день рождения Павла Бажова состоялась церемония вручения литературной премии его имени

Родившись как региональная, премия с годами стала всероссийской. А нынче и вовсе названа уральской Нобелевкой. Фото Александра Зайцева.

Родившись как региональная, премия с годами стала всероссийской. А нынче и вовсе названа уральской Нобелевкой. Фото Александра Зайцева.

Вечером 27 января, в день рождения Павла Бажова, состоялась 15-я церемония вручения Бажовской премии. Юбилейная. Примечательно, что день совпал ещё с двумя бажовскими юбилеями – 135-летием со дня рождения Мастера и 75-летием с того момента, как друзья Павла Петровича преподнесли ему самый первый, только что отпечатанный экземпляр «Малахитовой шкатулки». Однако даже триумвират юбилеев по впечатлению не смог составить конкуренцию главной интриге вечера – кто и за что признан лауреатом.

Про повышенно возбуждённую атмосферу, в которой проходило нынешнее обсуждение, – не домысел вашей покорной слуги. «Три диких скандала» – прямая цитата из выступления на церемонии председателя правления Екатеринбургского отделения Союза писателей России Евгения Касимова. Очевидно: решение жюри рождалось непросто. Не исключено, не все оказались с ним согласны. Возможно, следствием именно этого стал демарш одного из авторов, удостоенного только специального диплома. Он не пришёл на вечер в Камерном театре. «Обиделся» – комментировали коллеги...

Прошу понять правильно: упоминаю обо всём этом не словца красного ради. «Повышенно возбуждённая атмосфера обсуждения» номинантов, на мой взгляд, – ...нормальная ситуация, когда из более 60-ти поступивших на конкурс книг надо определить четыре-пять избранных (по таланту авторов и достоинствам их сочинений). Именно так и было нынче. Даже при том, что десятка два поступивших опусов, по общему мнению членов жюри, были откровенной графоманией. Но остальные-то по-хорошему претендовали. Более того, книги, попавшие в короткий список, практически каждая – уже были достойны признания. Возникал только вопрос: кто – «самый-самый»? Так что драматургия процесса «избранничества» объективно существовала. И повторю то, о чём уже однажды писала: обсуждение номинантов с аргументами «за» и «против», корридой мнений, доказательств и есть самое значимое и поучительное в Бажовке, фиксирующее не отдельно взятые вершины (книги-лауреаты), а литературный процесс как таковой, его тенденции в регионе. Жаль, что всё это «за семью печатями» от общества, читателей. Тем более что нынче Бажовская премия была названа со сцены... уральской Нобелевкой.

Не скрою: сравнение сначала шокировало – уж больно несравнимые величины. И, возможно, привкус дурно-вкусия так бы и остался, если бы не одно обстоятельство. Случайное, но красноречивое совпадение событий. Аккурат в те дни, когда жюри Бажовки сшибалось в собственных мнениях по поводу будущих лауреатов, один из членов жюри, литературный критик профессор УрФУ Леонид Быков, по основному месту работы, то есть от Уральского федерального университета, то есть – от уральцев, поставил свою подпись на заявке с официальным предложением кандидата на Нобелевскую премию по литературе. Ни больше ни меньше. Как удалось выяснить эксклюзивно, уже после церемонии Бажовки, такая честь оказана Шведской академией ведущему уральскому вузу лет восемь назад. И как ни фантастична сама ситуация, Уральский университет даже отваживался выступать со своими заявками. Всё было «мимо», пока на Урале не осознали первостатейного условия Нобелевки – писатель должен быть известен миру. В этом году УрФУ предложил кандидатом на Нобелевскую премию Светлану Алексиевич. Имя, действительно, нуждающееся в комментариях только уж у «очень не читающих».

Вернёмся к уральской Нобелевке. Точнее – названию-эпитету, которое писательскому руководству хочется, видимо, утвердить, укоренить в литературном сообществе Урала. Вряд ли это стоит делать. Бажовская премия самодостаточна. Несмотря на трудности, которые возникали в иные годы, она за 15 лет своего существования стала достоянием Урала и России. У неё есть – и должно остаться! – собственное имя. Имя Павла Бажова. Сравнение с Нобелевкой только сбивает содержательные акценты (напомню: в традициях Бажовки – утверждение главных отеческих, то бишь коренных уральских, и отечественных, российских ценностей). А вот ориентир на Нобелевскую как общепризнанный мировой уровень, высочайшее качество литературных достоинств – пусть будет. Кто ж против этого станет возражать?!

Каждый из нынешних лауреатов заслуживает отдельного разговора («ОГ» ещё вернётся к ним). Семь томов переводов Райнера-Марии Рильке – тот случай, когда не только премией оказана честь автору, но и автор добавляет чести премии. Книга новелл «Materies», к которой Аркадий Застырец шёл 12 лет, откроет новую уральскую серию «Писатели – лауреаты Губернаторской премии». Ольга Колпакова с книгой «Это всё для красоты» обозначила любопытную тенденцию края – в последние годы Урал как никогда плодовит и даровит в сфере детской литературы. А первый том фундаментального труда «История литературы Урала» – первый шаг в свершении, выходящем по своему значению даже за пределы России.

Жаль, конечно, что дебаты по поводу достоинств представленных на Бажовку произведений почти не доходят до читателей и самих авторов. Повторюсь: это поучительнее, чем собственно «раздача слонов». Однако... Любопытная деталь: по условиям литературной Нобелевки, при вручении премии сообщаются только имена лауреатов. Только! Все остальные номинации и мнения членов Нобелевского комитета держатся в секрете 50 лет! Можно сказать, хотя бы в этом Бажовка уже близка к мировому стандарту. Остаётся пожелать ей дожить до 50-ти и... жить дальше.

Бажовская премия-2013

Лауреаты

♦ Николай БОЛДЫРЕВ, Челябинск – за создание малого собрания сочинений в семи томах Райнера-Марии Рильке

♦ Аркадий ЗАСТЫРЕЦ, Екатеринбург – за книгу новелл «Materies: книга о вещах и веществах»

♦ Елена СОЗИНА (руководитель проекта), Олег ЗЫРЯНОВ, Пётр МАНГИЛЁВ, Елена ПРИКАЗЧИКОВА, Лариса СОБОЛЕВА – за уникальный вклад в исследование отечественной культуры в книге «История литературы Урала. Конец XIV – XVIII вв.»

♦ Ольга КОЛПАКОВА, Екатеринбург – за книгу для семейного чтения «Это всё для красоты»

Специальные дипломы

♦ Майя ДУДКО, Челябинск – за историко-литературоведческое исследование «Обретение поэта»

♦Станислав КАРПОВ, Полевской – за создание уникальных путеводителей по Полевскому краю

♦Владимир СУТЫРИН, Екатеринбург – за наиболее полную беллетризированную биографию Павла Бажова

Областная газета Свердловской области