Балетная труппа оперного театра попала в данс-эксперимент молодых хореографов

Герои «Amore buffo» танцуют на пуантах и... на каблуках. Туфли на каблуках – прецедент на академической сцене. Эпатаж? Нет, сам замысел – современный сюжет, современные герои – оправдывает эту неожиданную новацию.  Фото Сергея Гутника.

Герои «Amore buffo» танцуют на пуантах и... на каблуках. Туфли на каблуках – прецедент на академической сцене. Эпатаж? Нет, сам замысел – современный сюжет, современные герои – оправдывает эту неожиданную новацию. Фото Сергея Гутника.

В тишине межсезонья под сводами Екатеринбургского оперного начали работу хореографические мастерские «Dance-платформа». Девять молодых хореографов ставят в эти дни здесь свои номера: в их распоряжении — труппа и сцена театра. А до этого жюри, специально созванное для проекта, рассмотрело по видеозаписям заявки от более чем 30 хореографов из России, Украины, Германии, Австрии и Швеции. По сути, Урал взялся за работу, которую должно было бы инициировать по меньшей мере министерство культуры России.

Идея принадлежит художественному руководителю балета Екатеринбургского оперного Вячеславу Самодурову. В конце минувшего сезона он сам изрядно взбудоражил зрителей и критиков своим дебютом на Урале. Его балет «Amore buffо», поставленный на музыку оперного шедевра Доницетти, создан не только из академических па. Современные герои «заговорили» современным языком танца. Эксперимент? Да. Рискованный? Не без этого. Но талантливый молодой хореограф имел возможность рисковать. А если у другого молодого и талантливого нет ни труппы, ни сцены? Вячеслав Самодуров предложил выход — площадку и танцовщиков родного театра.

—Понимаете, — рассказывает о проекте В. Самодуров, — мы знаем лучшие проявления искусства танца по тем, кто на сцене, но развивают сам жанр, двигают танец вперёд именно хореографы. То, что сегодня считается классикой, когда-то было современным танцем. И наоборот: остановится современный танец в своём развитии — не появится и классики.

Но сами-то хореографы ниоткуда не возникают. Они должны ставить, экспериментировать. Участникам хореографических мастерских я всё время повторяю: «Не пытайтесь создать бессмертное. Делайте, как чувствуете. Учитесь, совершайте ошибки». Это нормальный процесс. Тем более что у современной хореографии, образно говоря, — вообще, «прыщавый период». Подростковый.

—Мэтр отечественной хореографии Борис Эйфман заявил недавно, что «престиж России как балетной державы под угрозой». По его мнению, затраты государства по обучению артистов, хореографов не оправдываются. Сколько хорео-графов мы узнали за последние 25 лет, при том, что тысячи людей получили диплом?

—Да чему их там учат?! Теории? Хореограф учится, когда ставит танец. Это — главное. Наши хореографические мастерские, собственно, ради этого и открылись. Я сам в своё время участвовал в подобных мастерских Большого театра и Королевского балета Ковент-Гарден, они дали старт многим молодым хорео-графам. «Dance-платформа» популяризирует жанр, но вместе с тем селекционирует лучшие силы в хореографии, отечественной прежде всего. Кстати, участников «Dance-платформы» отбирало авторитетное жюри, которое возглавлял знаменитый хореограф экс-худрук балета Большого театра Алексей Ратманский.

—Для воплощения идей участников «Dance-платформы» вы отдаёте им балетную труппу театра. И сцену. На ней 11 и 12 сентября в гала-концертах будут представлены проекты участников «Dance-платформы». Как-то ещё помогаете самовыразиться?

—Нет, всё по минимуму. И — равные условия для всех. Пять минут — для каждого номера, а он, по условиям, ставится на небольшой коллектив. Простые костюмы. Несложный театральный свет. Хореограф должен общаться с публикой не через антураж. Главное — сам танец. А итог — это, конечно же, не только два гала-концерта. Это работа на перспективу. Во время гала-концертов мы будем вести профессиональную видеозапись номеров, и впоследствии с работами участников мастерских смогут ознакомиться ведущие театры России. Рад, что идея была принята театром и что «Dance-платформа» вошла в приоритеты Екатеринбургского оперного. Аналогов этому проекту в России сегодня нет...

Екатеринбург давно признан танцевальной столицей России: феномен — в том, что в отдельно взятом городе возникли и плодотворно работают несколько данс-коллективов, ставших сегодня брендом в жанре современного танца. Не случайно именно в Екатеринбурге родился и каждый раз собирает десятки коллективов-участников фестиваль танца «На грани». Но фестиваль — демонстрация готовой продукции. Идея худрука Екатеринбургского оперного — реально поддержать в искусстве танца тех, у кого есть талант, но нет ни своей труппы, ни сцены. Изначально речь шла только о российских хореографах. Но как только идея была «озвучена» в Интернете, с заявками на участие обратились хореографы ещё нескольких стран. Стало быть, и за рубежом эта проблема существует?

Тем временем

Вячеслав Самодуров, выпускник Академии русского балета им. Вагановой, начал блестящую карьеру танцовщика в Мариинском театре. В 2003-м стал премьером Королевского балета Ковент-Гарден и там же в 2010-м поставил свой первый спектакль.

танцор

Сам Вячеслав Самодуров готовится вновь удивить уральских зрителей. В рамках II Уральской индустриальной биеннале современного искусства он представит осенью свой одноактный балет на площадке... Уралтрансмаша. Не на сцене, а в заводском цехе.

Областная газета Свердловской области