"Fleurs-De-Lys" дал первый сольный концерт

Каждый цветок проявит свою настоящую красоту, если правильно составить букет. Фото из архива квинтета.

Каждый цветок проявит свою настоящую красоту, если правильно составить букет. Фото из архива квинтета.

Два года назад из симфохора Свердловской филармонии выделился женский ансамбль. Сначала были просто интересно поданные вокальные произведения, постепенно собралась программа, которую показали в филармонических филиалах. Вчера пели в рамках проекта «Общедоступные концерты».

Ничего удивительного в ансамблевом исполнительстве нет: это и обязательная учебная дисциплина, и душевная застольная радость (правда, несколько подувядшая: если и поём, то в лучшем случае — караоке). Тем не менее сегодня женские вокальные ансамбли, да ещё и поющие а капелла, на профессиональной сцене редчайшее явление.

Одно из самых ярких, бросающихся в глаза качеств «Fleurs-De-Lys» (в переводе — цветок ириса, а ирис в переводе с греческого — радуга. И то и другое в их творчестве переплелось), — девушки получают удовольствие и наслаждение от того, что делают на сцене. И это естественно передаётся зрителю, который может и не почувствовать, что слышит серьёзную академическую музыку, поданную изящно, виртуозно, непринужденно, безусловно профессионально!

Как возникают новые проекты? От творческой нереализованности или от переизбытка идей. «Ирисы», по-прежнему поющие в симфохоре, идут по второму пути. Одним из решающих факторов стало «обнаружение», что в их по жизни дружной пятёрке есть все голоса, способные сделать квинтет богатым по звучанию: два шикарных альта, включая редчайший контр-альт (женский бас) и три разнокрасочных сопрано. Колоссальный диапазон, собственные изюмины, в каждом произведении раскрывающиеся по-особому, дают удивительные сочетания и восхитительный букет. Всякий раз непохожий на предыдущий.

Продолжая цветочную тему, каждая композиция — своего рода икебана, составленная по всем канонам древнего искусства, где каждое движение, каждая музыкальная краска или «оформительская» деталь подобраны в соответствии с характером или настроением музыки. Есть строгие самодостаточные конструкции (например, романс Есенина на музыку Свиридова), где любые украшательства излишни, но сохраняется символическое триединство неба, земли и человека. Или хоровая классика, где внешние акценты ни к чему: музыка всё сама говорит. Если произведение позволяет наружные «кружева» и «мушки» — возникают вокально-грациозные произведения, где мельчайшим бисером рассыпаны музыкальные украшения и эффекты.

Послушав и посмотрев «Fleurs-De-Lys», многие убедятся, что музыка — это энергия. Кроме интересного вокала, наполненного, мастерски сделанного, квинтет отличает особый артистизм — свободный, естественный, деликатный, существующий в унисон с музыкой. Он — из оперно-театрального прошлого, которое есть у всех. «Человек поёт всем телом. Мы не боимся быть раскованными. Пение — изначально синкретическое искусство, в нем есть музыка, танец, движение, которое, попадая в слушателя, заставляет его плакать или смеяться. Если этого не происходит, либо музыка неинтересна, либо исполнение. Мы должны вытащить весь внутренний потенциал и увлечь слушателя», — говорят в квинтете на пять голосов.

Сложнейшее в искусстве ансамбля — оставаясь яркой, не стараться быть ярче другого, не выпячивать себя, уводя в тень другого. При всей уникальности голосов, они должны сливаться. У «Fleurs-De-Lys» это получается: в любом сочинении каждая незаменима, у каждой есть сольные партии, а значит — возможность выделиться и проявиться. «Голос — особая красота: это и тембр, и диапазон, и ум, ведь у хороших вокалистов всегда чувствуется интеллект», — продолжает художественный руководитель ансамбля Вячеслав Крашенинников.

Репертуар, в котором сегодня около тридцати произведений (вчера за час показали 22!), формируют во всех смыслах сами. Ищут, пробуют, прикладывают на себя, дописывают недостающие голоса, аранжируют, делают интересным сначала для себя, потом проверяют на публике. Как правило, не ошибаются. Их позиция кому-то, возможно, покажется уязвимой — в одной программе соединяют отечественную и зарубежную хоровую классику, советскую песню, народную, авторскую, романсы, детские песенки. Они — за постоянное расширение горизонта, за соединение несоединимого, за то, что до них никто ещё не делал, сохраняя при этом собственный, отличный от других стиль.

В финале вчерашнего концерта прозвучала классическая «Фуга» австрийского композитора Эрнста Тоха, написанная в 1930 году. Молодые меломаны без труда обнаружили в ней все признаки рэпа.

«Fleurs-De-Lys» поёт музыку, понятную всем. В их программах всегда присутствует внутренняя драматургия, позволяющая испытать полярные чувства. И не только зрителю. «Когда поём Стинга, у меня иногда комок к горлу подкатывает, я думаю как бы допеть, чтобы самой не разреветься», — признаётся солнечное сопрано Юля Цыганова.

Их музыка всегда от души. И адресована она другой душе.

Увертюра к музыкальному сезону

«Изголодались по прекрасному?..» — спрашивают в филармонии. Августовские музыкальные вечера в формате «Общедоступные концерты» зазвучали в Екатеринбурге уже в четвёртый раз. Проект стартовал в 2009 году. И с тех пор только прибавляет. Зал, как правило, переполнен. Билеты раскупают за несколько месяцев до начала проекта.

«Общедоступные концерты» — русский аналог летних музыкальных традиций Европы. За границей концертная жизнь в июле-августе не замирает — расцветает фестивалями и социальными концертами, посетить которые есть возможность практически у любого.

Принцип финансовой доступности свято соблюдают и на Урале. Но прежде всего августовские концерты доступны в другом, более широком смысле слова. Проект Свердловской филармонии — свое-образное превью (развёрнутый анонс, предварительный обзор) сезона 2012-2013. «Легчайший формат» — это часовые программы, проверенные веками хиты, доступные цены. Летние концерты адресованы абсолютно всем: заядлым меломанам и тем, кто ещё только определяется в своих отношениях с классикой.

Практика привлечения новой аудитории неизменно успешна. Горячо приветствовали слушатели Уральский молодёжный симфонический оркестр накануне отъезда ребят на Берлинский фестиваль. На концерте «От кантри до джаза» яблоку определённо негде было приземляться. Музыкальные кульбиты губной гармоники в руках Бориса Плотникова вызвали восторг. Концерт затянулся на полчаса. На концерты Уральского академического филармонического оркестра билеты покупали в июне.

Впереди — девять вечеров. Сюита из музыки к фильму «Овод». Вариации на темы из моцартовской «Волшебной флейты». Фрагменты свиридовской «Метели»... Глинка. Гуно. Пуччини. Верди. Бах. Глюк. Вагнер. Бетховен...

Ирина Вольхина

Областная газета Свердловской области