Главный режиссёр Серовского театра драмы ставит «Отрочество» в кировском «Театре на Спасской». На постановку Юлию БАТУРИНУ пригласили после удачного эскиза на лаборатории молодой режиссуры одной из тех, что проводит по всей стране Олег Лоевский. Перед премьерой Юлия рассказала «ОГ», как выбрала для постановки Толстого и Пулинович и почему режиссёру полезно иногда уезжать от родной труппы.
Юлия, материал для эскиза на лаборатории вы выбирали сами или условия задавал театр?
Сначала я хотела сделать на лаборатории другую пьесу «Как я стал» Ярославы Пулинович. Всё-таки «Театр на Спасской» это театр юного зрителя. Но Лоевский мне сказал: посмотри «Отрочество» Яра его писала специально для Пермского ТЮЗа. Не заставлял, конечно, брать именно её, но в итоге оказался прав. Пьеса написана очень грамотно, профессионально и талантливо: Ярослава не изменила ни одного слова Толстого, но сделала очень короткие сцены, и темпоритм соответствует ритму сегодняшней жизни. Поэтому всё читается и смотрится на одном дыхании. И потом, пьеса очень подходит под формат театра. «Как я стал» тоже молодёжная, но «Отрочество» это всё-таки классика, понимаете? Так что тут все звёздочки сошлись.
Получилось ли в работе над спектаклем ответить на какие-то вопросы для себя?
В этом материале я не отвечаю на вопросы я убеждаюсь. В том, что мир вокруг нас меняется, а люди нет. У них те же самые проблемы: любовь, предательство. Тем более в таком возрасте 1314 лет, когда все чувства обострены. Мой любимый персонаж Николенька. Такие, как он романтики, поэты очень остро воспринимают мир. И не дай Бог им потерять самого близкого человека, как случилось у главного героя. А помочь некому, все заняты своими делами, и не могут поговорить с парнишкой, не знают, что у него на душе. Никто не находит нужного слова, чтобы его успокоить. Лев Николаевич писал именно об этом. А ещё мне очень нравится образ матери, её взаимоотношения с сыном, как он разговаривает с ней, когда её уже нет. Мать у Толстого идеальный, божий человек, который подставит вторую щёку, всегда поможет...
Сложно было найти подход к материалу?
У меня много спектаклей по современной драматургии, а в «Театре на Спасской» год назад поставили «Убийцу» Александра Молчанова. Так что ни для меня, ни для них опыт работы с современной пьесой не был чем-то новым. Новым для них скорее оказался мой почерк. Здесь семь лет работал замечательный молодой режиссёр из Петербурга Борис Павлович, ставил современных авторов, причём очень по-модернистски. «Театр на Спасской» всегда был высокого уровня и особняком стоял от всех театров в Кирове. Это необычный театр.
Это уже далеко не первый спектакль, который вы ставите вне стен Серовского театра. Вам как режиссёру интересно работать с другими артистами, в других условиях?
Я работала в Тобольске, Тагиле, а сразу после премьеры в Кирове сажусь на поезд и еду в Каменск-Уральский ставить на народного артиста Александра Иванова «Короля Лира». Режиссёру полезно иногда уезжать от своей труппы чтобы не вариться постоянно в одном котле. Нужно учиться находить общий язык с новыми людьми. То, что я объясняю своим, они и так понимают с полуслова...
А для театров приглашённые режиссёры это новая кровь. Такое «переливание» всегда полезно: постановщика приглашают, потому что знают почерк и видят его в конкретном спектакле... Ну или просто хотят вдохнуть в театр свежие силы. Не сидеть на одном месте.