На прошлой неделе «ОГ» уже писала о Международном конкурсе «Щелкунчик приглашает», председателем жюри которого стал художественный руководитель балета Большого театра Сергей ФИЛИН. Нам удалось побеседовать с ним в перерывах между выступлениями участников.
Строгий костюм. Тёмные очки необходимость после нашумевшей истории с покушением. На секунду показалось, что знаменитый танцовщик такой и есть закрытый, немногословный. Первое впечатление развеялось мгновенно: Филин обезоруживал улыбкой...
Танцевать в Большом я никогда даже не мечтал у меня не было ни богатых родителей, которые могли бы как-то этому посодействовать, ни связей в балетном мире только большое желание танцевать и подготовка. За полгода до того, как я должен был выпуститься из Московского художественного училища, со мной готов был заключить договор Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, меня брали на сольный репертуар... Узнав об этом, ректор училища пригласила меня к себе и сказала: «Я вас очень прошу ни с кем ничего не подписывать вас приглашают на работу в Большой театр». Тогда поверить в это было невозможно! Большой театр стал частью истории моей жизни и творческого пути. Там были замечательные педагоги и парт-нёрши, и у меня, молодого артиста, всегда была возможность много работать.
До того как занять пост руководителя балета Большого, вы почти четыре года были худруком балета Музыкального театра...
Знаете, этот театр был моей мечтой ещё когда я учился в хореографическом. А пост руководителя был такой пробой чего-то нового, и опыт оказался интересным. Меня с Музыкальным театром вообще связывает многое. Когда я был ещё совсем ребёнком и только начинал учиться в хореографическом училище, мы участвовали в балете «Золушка». Там были такие замечательные колонны на специальных роликах, а дети, залезая внутрь колонны, могли её передвигать. Чтобы видеть, куда идти, там была небольшая щелочка через неё мы и смотрели спектакль, наблюдали за артистами...
А в антракте «Золушки» я впервые начал пробовать свою роспись мама дала задание сочинить, как она должна выглядеть. У нас в гримёрке стоял огромный старинный зачехлённый рояль. На нём-то я и тренировался расписываться... Самое интересное, что когда я стал руководителем балета этого театра, в документах ставил тот самый автограф.
Сергей Юрьевич, а какой балет, на ваш взгляд, сегодня более востребован у зрителя академический или современный?
Всё зависит от того, куда именно приходит зритель. Если говорить о Большом театре то публика идёт и на современные экспериментальные, и на зрелые классические спектакли. В Европе сейчас происходит большое движение в сторону современного танца, потому что элементарно не хватает профессионалов, которые могли бы сделать большой спектакль, нет финансовых возможностей, чтобы позволить себе красивые декорации и костюмы...
Если говорить о тенденции то мне кажется, что зрители сегодня требуют сюжетных постановок, в которых есть интеллектуальная хореография. Но опять же всё зависит от места, театра и самого зрителя: в Риме он один, в Париже другой, в Москве третий. И в любом случае его нужно воспитывать так, чтобы люди, имея определённые представления, сами знали, какой балет хотят увидеть.
Екатеринбургский балет соответствует этим тенденциям?
Да. Сказался приход в Екатеринбургский театр оперы и балета Славы Самодурова. У него есть ощущение мирового балетного пространства: он следит, что происходит в других театрах мира, знает об удачах и экспериментах современных молодых хореографов. Создавая спектакли, применимые для артистов театра, Слава максимально использует свои знания в этой области. И задаёт хороший стиль.