Свердловская филармония завершила сезон

Концерт гонконгского оркестра недаром стал одним из самых ярких событий филармонического сезона: музыканты играют и на традиционных,  и на усовершенствованных китайских народных инструментах. Фото Татьяны Андреевой

Концерт гонконгского оркестра недаром стал одним из самых ярких событий филармонического сезона: музыканты играют и на традиционных, и на усовершенствованных китайских народных инструментах. Фото Татьяны Андреевой

Фестивали, гастроли, концертные программы и выступления на городских мероприятиях... Сложно говорить о творческом прорыве, когда знак качества неизменно держится далеко не первый год. Тем не менее нынешний филармонический сезон запомнится зрителю надолго, главным образом — сочетанием в афише классики и экзотики в обрамлении звёздных гостей и коллективов, прочно завоевавших расположение свердловской публики.

Тем, кто уже подзабыл, как начинался осенью филармонический сезон, напоминаем: в столицу Урала приехали 600 участников из 30 стран мира — от Австралии до Японии. II Международный музыкальный фестиваль «Евразия» стал, пожалуй, главным событием осени, который запомнился не только обычному зрителю, но и самым искушённым слушателям.

— При том количестве концертов, которые мы делаем в сезоне (а их более трёх тысяч) я, бывает, не помню, что было месяц назад, — говорит директор филармонии Александр Колотурский. — Но Евразийский фестиваль запомнился особенно: на экзотическом концерте Гонконгского оркестра я познакомился с новым музыкальным слоем, впервые увидел и услышал, как из народных инструментов делают симфонический оркестр. Вообще все 16 концертов этого фестиваля были ценны именно с точки зрения музыки. А если говорить об исполнительстве, то лидирует, безусловно, фестиваль Бориса Березовского — всё, что играет Боря, я слушаю с закрытыми глазами: отключаюсь от всего и наслаждаюсь...

Звёздные исполнители в филармонии — не редкость, однако в день концерта купить билет практически невозможно (разве что повезёт перехватить лишний у кого-то из слушателей). Из добрых традиций в этом году — джазовый фестиваль Даниила Крамера и четвёртый «Bach-fest», а концерты лауреатов всевозможных конкурсов украшали афиши каждого месяца. Последним в плеяде звёзд стал замечательный пианист Сергей Луганский, вышедший на сцену вместе с Уральским симфоническим оркестром.

Кстати, оркестр за неполный год успел побывать на крупнейших мировых фестивалях: впервые выступил на «Бетховенфесте» в Бонне, а вот во Францию и Японию («Сумасшедший день в Нанте» и «Сумасшедшая неделя в Японии») отправился уже в пятый раз.

— Эти гастроли имели принципиальное значение не только для оркестра, но и для города, — поясняет главный дирижёр и художественный руководитель оркестра Дмитрий Лисс. — Мы давно дружим с фестивалями в Нанте и Токио, а что касается «Бетховенфеста», то для нас огромная честь выступать на одном из самых престижных фестивалей современности. Гастроли, правда, были трудными, но оркестр выдержал их с честью. А вот на приглашение из Ливана пришлось ответить отказом — не устроили финансовые условия. Пригласить наш оркестр — дорогое удовольствие. Не каждый может себе это позволить.

Наряду с классическими событиями филармония не боится пробовать новые форматы: в мае она впервые открыла двери в «Ночь музеев», а в виртуальном пространстве появились новые концертные мини-залы. А главное — наконец решилась судьба 40-летнего органа: к открытию органного сезона в октябре он вернётся из Германии помолодевшим, с более стройным и ярким звучанием. В сентябре нас ждёт Третий симфонический форум России, на который прибудут оркестры из Перми, Ростова, Нижнего Новгорода и Ярославля, а в ноябре Днём музыки завершится фестиваль Чайковского, проходивший на Урале в течение года.

Областная газета Свердловской области