«Я сам себе завидовал»

В фильме «Игра в правду» Константин Юшкевич был и сценаристом, и исполнителем  главной роли.

В фильме «Игра в правду» Константин Юшкевич был и сценаристом, и исполнителем главной роли.

В екатеринбургском Дворце молодёжи прошёл спектакль «Ladies Night. Только для женщин», в котором участвует уроженец Свердловска, выпускник нашего театрального института и победитель «Кинотавра» (лучшая мужская роль) Константин Юшкевич. Ему не раз приходилось делать выбор — где жить, учиться, в каких фильмах и постановках играть.

— У нас был хороший курс, прекрасные преподаватели, сказочная атмосфера постижения профессии. Настолько, что после окончания института мы решили создать свой собственный театр. Но в начале 90-х наши иллюзии быстро рассеялись, и вскоре почти все мы оказались специалистами с высшим театральным образованием, но без театральной работы. И поэтому собраться в Москву меня побудила вовсе не охота к перемене мест, а естественная тяга к любимому делу. Как это ни удивительно, но очень скоро мне повезло: по совету хорошей знакомой я показался Марку Захарову, и он взял меня к себе сразу на второй курс ГИТИСа.

— И каково это было, снова ощутить себя студентом?

— Не вообще студентом, а студентом Марка Захарова! Первое время я сам себе не верил: потрясающий мастер, режиссёр, знаю все его фильмы наизусть… И вот он рядом, он — мой мастер. Было отчего позавидовать самому себе.

ДОСЬЕ «ОГ»

Константин Евгеньевич Юшкевич

  • Родился 14 сентября 1969 года в Свердловске.
  • В 1991 году окончил Екатеринбургский государственный театральный институт, в 1996 году — ГИТИС-РАТИ.
  • С 1996 по 2003 год — актёр театра «Ленком».
  • В настоящее время участвует в нескольких театральных постановках компании «Независимый театральный проект».
  • Активно снимается в кино и телесериалах (более 50 ролей за последние 10 лет). Особенно популярен стал после исполнения главных ролей в фильмах режиссёра Виктора Шамирова «Дикари», «Упражнения в прекрасном», «Игра в правду», а также после выхода фильма Михаила Сегала «Рассказы».
  • С успехом пробует себя в смежных профессиях: сценариста («Упражнения в прекрасном», «Игра в правду») и продюсера («Упражнения в прекрасном»).
  • В 2011-м стал обладателем премии российско-го кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Упражнения в прекрасном».

— Как происходил период адаптации к столичным реалиям?

— Учиться было интересно. Это да. Ну а в бытовом отношении нам пришлось хлебнуть все прелести девяностых: дефицит самых необходимых вещей, отсутствие московской регистрации и собственного жилья. Иногда моей жене, сокурснице по Свердловскому театральному, приехавшей покорять столицу вместе со мной, негде было ночевать, и мы с товарищами по студенческому общежитию самым фантастическим образом устраивали проникновение мадам Юшкевич на ночлег через окно. Когда мы приехали в столицу, у нас здесь не было ни друзей, ни особых знакомств, ни мало-мальских материальных средств. Но мы как-то на этом особо не зацикливались тогда.

А уж когда меня пригласили в «Ленком», где блистали Янковский, Збруев, Броневой, Чурикова, — тем более!.. И я видел, как они работали, как они репетировали, видел, как они ищут и строят новый образ, новую роль, как, по словам Леонида Сергеевича Броневого, каждый раз сдают экзамен, выходя на сцену. Это были грандиозные впечатления. Я старался впитывать по капельке профессиональное и человеческое мастерство этих больших русских артистов.

— Как же складывалась ваша профессиональная жизнь в стенах «Ленкома»?

— Ещё со времён учёбы в ГИТИСе я начал понимать, что мой мастер, Марк Анатольевич Захаров, прежде всего великий театральный режиссёр, а уж затем — театральный педагог. Учёба на его совместном актёрско-режиссёрском курсе, без сомнения, стала для меня одним из главных в жизни профессиональных приобретений. Но ни в студенческие времена, ни во время работы в театре мне так и не удалось стать артистом Марка Захарова.

— И вы ушли из «Ленкома»?

— Во-первых, это было не так просто, и не так решительно отрезано в одночасье. Я всё-таки проработал-протанцевал в музыкальных спектаклях-шедеврах «Ленкома» несколько лет. И считал этот театр родным для себя. Но… Изменилось время, изменился я — и моя семья, которую надо было кормить, в том числе и витаминами. Прошли девяностые, наступили нулевые, ко мне начали поступать предложения сниматься, а однажды, когда я лежал на кушетке в ленкомовской гримёрке и размышлял, как жить дальше, ко мне зашёл режиссёр Витя Шамиров, сокурсник по ГИТИСу, и в обычной своей непосредственной манере спросил как бы между прочим: «Ну, ты что делать-то собираешься?». Я, глядя в небо, вернее, в потолок, сказал, что как раз сейчас занимаюсь обдумыванием этого вопроса. Тогда Виктор начал рассказывать о том, что есть одна очень интересная пьеса…

Речь шла о работе новозеландских авторов «Ladies Night. Только для женщин», со спектаклем по которой мы и приехали в этот раз в Екатеринбург. К тому времени, когда мы только познакомились с этой пьесой, она произвела настоящий фурор во Франции, собрав аншлаги и театральные призы. А тогда в 2002 году я прочёл её и подумал, что… не смешно. О чём сказал и Шамирову, и всей актёрской компании, в том числе и Гоше Куценко, моему нынешнему товарищу и постоянному партнёру в кино и в театре. Как ни странно, но все со мной согласились. И мы взялись за переделку пьесы, с чувством, с толком, с расстановкой, приближая её к российским реалиям.

Мне кажется, что получилась очень достойная, по-доброму смешная, зрительская история. Доказательство тому — двенадцатилетний стаж существования спектакля «Ladies Night. Только для женщин» на театральных подмостках Москвы и России.

Кстати, такая же история случилась ещё с одной иностранной — французской — пьесой, «Игра в правду», от которой в конечном итоге остались только оригинальная фабула и количество героев. Первоначально мы также играли её на сцене, а потом она превратилась в полнометражный фильм. И спектакль, и фильм нашли своего зрителя, это бесспорный факт.

Так вот, возвращаясь к «Ленкому». С успехом моих театральных проектов «на стороне», с увеличением предложений сниматься пришло время выбирать. И я выбрал.

— Теперь не жалеете об этом?

— Нет. Я стараюсь воспринимать жизнь во всем её многообразии и не жалеть ни о чём. В конце концов, она, жизнь, не так уж и длинна, чтобы тратиться на переживания и самоедства.

— Вы можете выбирать наиболее интересные предложения в театре, в кино, на телевидении и поэтому наверняка знаете, какой вы артист…

— Нет. Более того, мне всегда интересно узнавать об артисте Юшкевиче что-то новое, и я благодарен тем, кто помогает мне найти какие-то новые черты в рисунке той или иной роли, предлагает поработать над созданием новых образов и найти новые способы существования на сцене и в кадре. Недавно вот я сыграл представителя криминалитета, с неким авантюристическим уклоном. Было интересно что-то подобное раскопать в себе и в собственном жизненном опыте. Хотя, впрочем, хулиганом и авантюристом я никогда не был, даже в детстве. А вот от моей подвижности, гиперактивности и непоседливости наверняка кружилась голова и у родителей, и у педагогов.

— Свердловск-Екатеринбург — город вашего детства, юности. Какие места вспоминаются прежде всего?

— Для меня то время — это прежде всего театральный институт, улица Карла Либкнехта. Это было время надежд и время счастливой молодости, как ни банально звучит. Вот сейчас мы выходим на сцену в спектакле, который живёт уже двенадцатый сезон. И мы понимаем, что стали сегодня несколько другими, надеюсь, не менее интересными зрителю артистами и личностями. Да здравствует многообразие! Но Екатеринбург и свердловская молодость — это навсегда, и они всегда со мной.

Областная газета Свердловской области