Прощай, Улицкая?

Писательница Людмила Улицкая опубликовала открытое письмо «Европа, прощай!». После него стоишь как оплёванный, и думаешь: ну что же это? Ну как же это так?

… Я помню, как в школе мне в руки попал «Казус Кукоцкого». Школьная программа сдалась без боя перед знаменитой книгой Улицкой. Я читала запоем — на переменах, на уроках — иногда забывшись и почти не пряча книгу под партой. Пару раз мне влетало, но я всё равно читала. Я влюблялась в прекрасный язык Улицкой, я жила судьбой её героев. Я читала о жизни семьи, а по сути — о жизни страны. Сравнивала и думала. И мысленно разговаривала с автором: «Людмила Евгеньевна, почему так?». И мне казалось, словами героев она мне отвечала. Учила меня многому.

Потом я прочитала много других её книг. А на днях — вот, пожалуйста, письмо. О том, как ей в Вене вручали престижную литературную премию. К слову, за любимые мною книги — на русском языке написанные. И волшебная Вена натолкнула её почему-то на размышления о том, как отечественная культура безнадёжно мертва.

«Я русский писатель еврейского происхождения и христианского воспитания. Моя страна сегодня объявила войну культуре, объявила войну ценностям гуманизма, идее свободы личности, идее прав человека, которую вырабатывала цивилизация на протяжении всей своей истории. Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией», — говорит Улицкая. Мне говорит, нам всем. Мол, великая русская культура ничего не может поделать с политикой религиозных фанатиков. Культура потерпела в стране жестокое поражение. Россия разжигает войну, а нам, деятелям культуры, ничего не остаётся, кроме как разводить руками. И констатировать: «прощай, Европа!». Я не буду доказывать, что не Россия разжигает мировую войну. Не буду оспаривать утверждения насчёт того, что все мы, якобы, стыдимся своего гимна. Не буду, пытаясь перекричать Улицкую, переубеждать кого-то в том, что наша культура будто бы сдалась под натиском политики. Потому что не считаю необходимым спорить об очевидных для меня вещах. Есть внутри меня что-то — наверное, просто любовь к Родине (сейчас почему-то многие стесняются об этом вслух говорить), что помогает найти ответы на эти вопросы.

Я просто хочу спросить вас — вы русский писатель, пишете на русском языке, вас читают миллионы россиян. Вы — часть этой самой культуры, которая силой своей способна на всё. Я в это верю, вы — почему-то нет. Мне хочется поговорить с вами — как тогда, в школе. Чтобы вы отвечали через книги, через цитаты любимых героев. Чтобы объяснили: как можно быть русским писателем, не любящим Россию?

Вы были и остаётесь одним из самых любимых авторов для меня. Чувствую себя Золушкой, перебирающей зерно: книги — отдельно, политику — отдельно. Где-то глубоко в душе ваши книги. Вместе с великими романами, лучшими стихами, операми и балетами, живописными полотнами и скульптурами. В компании всей мировой культуры. Вот только я не смею отбрасывать свою культуру назад и кричать «Прощай, Европа!». Но спасибо вам за очередной урок. Вы меня, Людмила Евгеньевна, в школе учили думать и сравнивать. Я — думаю и сравниваю. Видимо, ваше открытое письмо было практическим заданием.

Областная газета Свердловской области