Книжный рынок. Продажи снижаются

Российский книжный рынок переживает сегодня не самые лучшие времена. Но и не самые худшие. Сокращаются тиражи, но как бы ни менялся спрос, мы по-прежнему остаёмся одной из самых читающих стран в мире.

Справка «ОГ»

  • Рекордное общегодовое количество названий книг и брошюр в РСФСР (1970 год) — 50 040 названий
  • Рекордный общегодовой тираж (1990 год) — 1,55 млрд экземпляров.
  • Исторический минимум (1994 год) — 30 390 названий тиражом 0,594 млрд экземпляров.

Читали и будем читать

По данным Российской книжной палаты, за шесть месяцев 2014 года тиражи изданий всех видов сократились по отношению к 2013 году на 5–10 процентов. Всё, впрочем, могло бы быть и хуже, если бы не культурные традиции «самой читающей страны». По мнению заместителя генерального директора Российской книжной палаты по науке Константина Сухорукова, спрос на «бумажные книги» благодаря сформированному в России уважению к печатному слову в разных слоях общества остаётся достаточно высоким, несмотря на появление конкурентов — электронных «читалок», интернет-ресурсов, аудио-книг. То есть россияне читали и будут читать.

Доказывает это статистика книгоиздателей. За шесть месяцев 2014 года в России было издано 58 127 наименований книг и брошюр общим тиражом 238,3428 миллиона экземпляров. Их них 36 105 наименований — это специальные, научные и учебные издания, тираж которых составил 115,7459 миллиона экземпляров, больше половины от общего количества изданных книг.

Если же говорить о художественной литературе, то количество её названий за первое полугодие текущего года весьма ощутимо снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: 7 924 названия против 8 723. При этом в 2012 году было 8 637, а в 2011 году — целых 9 848 названий: можно сказать, что налицо отчётливая тенденция. Первую строчку рейтинга издателей занимает Дарья Донцова, за нею следует Рекс Стаут. Но на 11-й строчке, сразу за Татьяной Устиновой — Эрих Мария Ремарк. Чуть отстают от него по тиражам Достоевский и Брэдбери. Тиражи этих авторов — к чести издателей и читателей — порядка 200 тысяч экземпляров.

Купить книжку или сэкономить?

Да, мы читаем, и не так уж мало, хотя спрос в книжных магазинах постепенно сокращается. Директор екатеринбургского Дома книги Юлия Сивкова говорит, что спрос в возглавляемом ею магазине сокращается примерно на 20 процентов ежегодно. Больше всего (и здесь статистика издателей полностью подтверждается статистикой продавцов) покупатели берут учебную и специальную литературу. На втором месте — литература художественная. «Электронные книги пока занимают не более десяти процентов рынка, — считает Юлия Николаевна. — Настоящему читателю нужно «почувствовать» книгу — держать её в руках, перелистывать страницы. «Читалка» по сравнению с «живой книгой» — мёртвая игрушка». А в продажах художественной литературы, как и у издателей, лидируют авторы дамских детективов.

Сокращаются продажи и в сети «100 000 книг», которой руководит Александр Бисеров. «Тенденция к снижению продаж наметилась уже достаточно давно, но в этом году, должно быть, в связи с кризисными явлениями в экономике, падение это резко ускорилось, — считает Александр Викторович. — Я бы не сказал, что люди стали меньше читать, просто у них сегодня меньше возможностей купить нужную книгу, и они ищут более дешёвые варианты — электронные «читалки», или пиратские издания в Интернете». У входа в магазины этой сети стоят специальные счётчики, которые бесстрастно фиксируют сокращение посетителей. При этом в книжных стало бывать меньше любопытствующих, люди чаще заходят не «просто посмотреть», а «посмотреть и купить».

Но магазин, даже книжный, несущий «светлое, доброе, вечное», должен зарабатывать. На чём зарабатывают продавцы книг сегодня? Прежде всего на канцтоварах. Следом идут уникальные подарочные издания, книги в дорогих переплётах, которые приобретает особая категория книголюбов — владельцы библиотечных комнат.

Мода на книги, которая заставляла советских людей лет так 30 назад собирать макулатуру, стоять в очередях, писать номерки на руках, ушла в прошлое. Но привычка читать — осталась. И то, что рядом с популярным чтивом стоят серьёзные авторы, доказывает: мы пока ещё пусть не самая, но очень читающая страна.

Областная газета Свердловской области