Уральская консерватория отметила 80-летие

Ректор УГК Валерий Шкарупа дает мастер-класс в рамках образовательного проекта «Звезды России — молодым талантам Китая». Фото: vk.com

Ректор УГК Валерий Шкарупа дает мастер-класс в рамках образовательного проекта «Звезды России — молодым талантам Китая». Фото: vk.com

Сегодня начинается большой цикл торжественных мероприятий, посвящённых 80-летию Уральской государственной консерватории. Ректор Валерий Шкарупа рассказал «ОГ», о каких проблемах в современном музыкальном образовании приходится думать даже во время праздников.

Кстати

Сегодня в 18.00 в Малом концертном зале консерватории (ул. Ленина, 26) состоится презентация концертного рояля «Бехштейн» — подарок консерватории на юбилей. Произведения Гайдна, Брамса, Баха и Шуберта исполнит заслуженный артист РФ, ректор Уральской консерватории, профессор Валерий Шкарупа. Вход свободный.

— Время диктует новые направления: музыкальная звукорежиссура, компьютерная музыка и этномузыкология, — поделился с «ОГ» ректор. — Уральская государственная консерватория первая в России открыла подобные направления. И не зря! Ведь буквально на днях один из студентов Уральской консерватории получил первую премию на конкурсе музыкальной звукорежиссуры имени Бабушкина.

— Значит, будущее, всё-таки, за современными направлениями?

— Нет, нет. Всё не так однозначно. Нельзя развиваться, не держа руку на пульсе времени. Будущее я вижу за развитием классической музыки. Как бы сейчас ни была популярна так называемая «электроника», классика — это святое. Это высочайшие образцы духовного наследия. При этом старое не отменяет новое. Ведь фотография же не вытеснила живопись, как и кино не уничтожило театр. Будущее за гармоничным синтезом этих двух направлений.

— На мой субъективный взгляд, интерес к классической музыке постоянно падает…

— Соглашусь с вами. Воспринимать классику — это активное сопереживание, труд души слушателя. Развить этот интерес поможет, прежде всего, воспитание. Я убеждён, что музыке должны учиться все дети, вне зависимости от способностей. Литературу ведь до 11 класса изучают в школе. А ведь далеко не у каждого ребёнка есть к ней способности… Занятия музыкой не просто духовно развивают, но и тренируют абстрактное мышление.

— Сейчас многие учебные заведения внедряют новые современные технологии. Как вы к ним относитесь?

— У нас активно развивается такое направление деятельности, как медиапедагогика. Мы проводим интернет-трансляции открытых уроков и мастер-классы. Оцифровываем большой объём нотного материала. У студентов обязательным предметом учебной программы является «синтезатор». Но! Всё это хорошее подспорье, но не панацея. Трансляция не заменит живое общение студента и преподавателя. Это лишь дополнение к традиционным формам образования. Оно не поможет правильно поставить руку или голос, как это вживую сделает опытный педагог. Ни один синтезатор или цифровое пианино никогда не заменит рояль с его живой энергетикой…

Областная газета Свердловской области