Ссылка в Ирбит обернулась... новым музеем

Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

Музей гравюры и рисунка открылся выставкой «Мастера европейского искусства XV-XX веков». Неделей ранее здесь побывали участники конференции Международного союза музеев (ИКОМ). Ехали зарубежные гости в Ирбит, будучи уверенными, что мирное население в этих краях уничтожено, экспозиция размещена за колючей проволокой, а сотрудники – заключённые, которых охраняют автоматчики. Ну начитались люди перед поездкой зарубежной прессы, что с них взять. Можно только представить себе, какой их ожидал культурный шок, когда они увидели здесь уникальную выставку гравюры, о которой могут только мечтать многие известные мировые музеи.

Кстати

  • Музей гравюры и рисунка является филиалом Ирбитского государственного музея ИЗО.
  • Находится по адресу: Ирбит, улица Карла Маркса, 47.
  • Музей открыт с 10 до 19 часов, выходные – понедельник и вторник.

«ОГ» уже не раз рассказывала о том, как в 1976 году работы из Эрмитажа оказались в Ирбите. Кажущаяся «ссылка» обернулась для них вторым рождением, поскольку были мировые шедевры в таком состоянии, что требовали серьёзной реставрации, а у крупнейшего музея мира руки до них могли и не дойти. Потребовались десятилетия кропотливого труда, изобретение новых технологий восстановления, чтобы творения великих мастеров вернулись к жизни.

Ради одного только обнаружения «Кающейся Марии Магдалены» Рубенса стоило всем этим заниматься. После того, как полотно, хранящееся в Ирбите и долго считавшееся копией экспоната венского музея, было признано оригинальным, австрийцы своего Рубенса тихонько убрали в запасники.

Здание Музея гравюры и рисунка с 1879 по 1930 год было торговыми рядами москательщиков, затем здесь располагался один из цехов Ирбитского автоприцепного завода. В 1999 году дом передали музею, и через полтора десятилетия здесь разместились шедевры мировой живописи. Фото: Алексей Кунилов.

Дело даже не в том, какие работы и каких авторов представлены в экспозиции (хотя даже от беглого перечисления некоторых из них перехватывает дыхание – Дюрер, Тициан, Питер Брейгель, Тинторетто, Ван Дейк и уже упомянутый Рубенс), а в том, что в Ирбите создана первая в мире экспозиция, оснащение которой позволяет выставлять гравюры более, чем на четыре месяца. Гравюры довольно трудно выставлять, и все крупнейшие мировые музеи упираются в одну и ту же проблему – как уберечь их от воздействия инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Поэтому гравюры если и выставляют, то совсем ненадолго. В Ирбите сделали всё для сохранности коллекции. В здании, построенном в 1879 году как торговые ряды знаменитой Ирбитской ярмарки, заложили все окна и установили специальное, закупленное в Германии, освещение. Директор столичного Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова, побывавшая в Ирбите в январе этого года, была поражена такому оснащению и сказала, что обязательно воспользуется этой технической находкой и в своём музее.

Ирбитчан, желающих первыми увидеть мировые шедевры, собралось столько, что на парадной лестнице даже случился небольшой затор. Но как только генеральный директор Ирбитского музея ИЗО Валерий Карпов и заместитель министра культуры Свердловской области Владимир Мантуров торжественно (как, наверное, до 1917 года в залы царского дворца) открыли двери в залы экспозиции, народ тут же быстро рассредоточился осматривать гравюры – музей занимает два этажа. Что особенно порадовало – среди первых зрителей было немало школьников.

– Сергей Михайлович, – обращаемся к заместителю генерального директора музея Сергею Мурзину. – А ведь ваши юные ирбитчане, наверно, даже не догадываются, как им повезло. Человек, который приобщился к искусству такого уровня, по-моему, уже должен стать лучше…

– Согласен с вами. Школьники – это вообще та аудитория, с которой мы можем работать наиболее системно.

– А ещё сюда же можно и нужно туристов возить не только со всей России, но и из-за рубежа. Может быть, сравнение моё чересчур смелое, но я бы сказал, что ваш музей может стать для Ирбита едва ли не градообразующим предприятием.

– Могу вас огорчить, первенство такого сравнения принадлежит не вам. Ирбит вообще называют «музей-градом» – у нас ведь и помимо Музея изобразительных искусств есть что посмотреть – музей мотоциклов, который пока, наверное, даже более известен, чем наш; историко-этнографический музей; музей народного быта. Прекрасный вариант провести выходные – уверяю вас, надо сразу закладывать два дня на то, чтобы всё осмотреть.

Единственный, но очень существенный недостаток Ирбитского музея гравюры – это удалённость даже от Екатеринбурга, не говоря уже о Центральной России или зарубежье. Но с другой стороны, ведь множество людей, нисколько не смущаясь, отправляются в египетскую пустыню, чтобы посмотреть на местные пирамиды, совершают изнурительный переезд по жаре, а приехав, понимают, что смотреть там в общем-то и нечего. До Ирбита доехать гораздо проще. И увидеть своими глазами шедевры живописи.

Областная газета Свердловской области