«К вам поручик Ржевский!» Из Беларуси

«Подлинная  история поручика Ржевского» тоже особым образом связывает Белорусский театр с Россией: в гастрольной афише это единственный спектакль, музыку к которому написал российский композитор петербуржец Владимир Баскин. Неизвестный фотограф.

«Подлинная история поручика Ржевского» тоже особым образом связывает Белорусский театр с Россией: в гастрольной афише это единственный спектакль, музыку к которому написал российский композитор петербуржец Владимир Баскин. Неизвестный фотограф.

Сегодня в Екатеринбурге начинаются первые на уральской земле гастроли Белорусского государственного академического музыкального театра. Театральное пространство Урала не изобилует пока гастрольными визитами (антреприза не в счёт) — тем интереснее, что в Екатеринбург приехал театр редкий априори: он работает исключительно в музыкально-комедийных жанрах, но при этом охватывает весь их спектр: от комической оперы и оперетты до мюзикла и комедии-балета.

– Учитывая первое знакомство с уральскими зрителями, — рассказывает директор театра Александр Петрович, — мы постарались устроить гастроли наиболее презентабельно. Приехали на Урал практически всем коллективом — 168 человек, и за десять гастрольных дней представим свою «бриллиантовую коллекцию спектаклей».

– Вчера на Новой сцене Свердловской музкомедии уже прошёл концерт-презентация «С любовью из Беларуси», состоящий из хитов мировой оперетты и произведений, являющихся «визитной карточкой» Беларуси. Но впереди — восемь спектаклей. Не скрою: наибольший интерес вызывает мюзикл «Софья Гольшанская», который зрители увидят единственный раз сегодня вечером.

– Да, это самый крупный бриллиант гастрольной коллекции — первый белорусский мюзикл на историческую тему. В основе либретто — исторические сведения о браке семидесятилетнего польского короля Ягайло и семнадцатилетней красавицы Софьи из белорусских Гольшан. Однако авторы расцветили исторический сюжет картинами народного празднования Купалья, мотивами народных легенд о цветке папоротника, который помогает осуществить самые невероятные мечты и желания, а также фантастическими сценами разгула тёмных сил. Но, как вы сами понимаете, добро в спектакле победит, герои преодолеют все препятствия и искушения, а результатом станет (здесь опять включается История!) основание новой королевской династии. Такова главная сюжетная линия мюзикла.

– В афише гастролей — и знакомые меломанам названия вроде «Сильвы» или «Цыганского барона», и те, что я бы назвала – старые сюжеты на новый лад. Я — о балетах «Тысяча и одна ночь» и «Ассоль». С сюжетом Грина вы, кстати, попадаете в непростую ситуацию: не так давно в Свердловской музкомедии (на её сцене и будут проходить гастроли белоруссов. - Авт.) поставлен мюзикл «Алые паруса». Сравнения неизбежны…

– Зрителям лучше забыть про все и всяческие сравнения, в том числе и с любимым советским фильмом «Алые паруса», где — помните? — Ассоль-Вертинская — девушка не от мира сего. И повесть Александра Грина можно не перечитывать. От подробностей сюжета повести в балете мало что осталось. Сохранилось главное — ожидание чуда и вера в то, что чудеса случаются. Сохранился и редкий жанр феерии — именно так обозначил Грин своё произведение. Роскошные декорации, изобретательные костюмы, сложные постановочные ходы, спецэффекты, элементы шоу…

Что же касается балета «Тысяча и одна ночь» — это классика, музыкальный шедевр Фикрета Амирова. С восточным колоритом и экзотикой. Но в постановке нашего театра (а это первая большая работа в качестве балетмейстера народной артистки Азербайджана Медины Алиевой) получилась, я бы сказал, трагедия обманутого мужа и пособие для молодых женщин «как выйти замуж за миллионера»(смеётся).

– Познакомившись с историей вашего театра, знаю, что кадры для него готовят сразу три ведущих республиканских вуза в области культуры и искусства. Но одну-то солистку Минск переманил с Урала…

– Вы — про Наталию Гайду? Да, она — легенда оперетты и её символ. И это тот человек, который почти родственно связал Минск и Екатеринбург. Гайда окончила Уральскую консерваторию, ещё студенткой начала сценическую карьеру в Свердловском театре оперы и балета: за четыре года исполнила более десяти оперных партий. Это уральцы, полагаю, знают лучше меня. А потом — да, Минск… В нашем Музыкальном театре Наталия Гайда работает 44 года. Вы увидите несравненную Гайду в разных гастрольных спектаклях, но прежде всего — в водевиле «Подлинная история поручика Ржевского». Спектакль ансамблевый, по-гусарски хулиганский, с куплетами, романсами и итогом: «Листая страницы былых мемуаров, мы вновь понимаем: вся жизнь — водевиль!». Отдельные сцены и номера созданы специально под народную артистку Беларуси Наталию Гайду — она играет мать поручика Ржевского.

Ну а по большому счёту — смотрите: в 2012 году в Минске с аншлагом прошли выступления Свердловской музкомедии, наши нынешние гастроли — своего рода ответный визит в Россию, на Урал. И не сочтите за красивые слова — но театры продолжают выполнять важнейшую миссию народной дипломатии.

Областная газета Свердловской области