Умер певец, который изменил советскую эстраду

Неизвестный фотограф

Неизвестный фотограф

В возрасте 64 лет умер эстонский певец Яак Йоала – один из самых ярких исполнителей советской эстрады 70–80-х годов прошлого века.

Молодому поколению, пожалуй, трудно будет представить то впечатление, которое произвёл на телезрителей своим появлением этот молодой обаятельный эстонец. Вокальными данными тогда сложно было выделиться, потому что в отличие от нынешних деятелей шоу-бизнеса, хорошо петь в то время умели все, других по телевизору просто не показывали. Дело в другом – среди певцов и певиц по большей части стоявших у микрофона, как солдат у мавзолея, Яак Йоала не просто двигался по сцене, а ещё и (о ужас!) слегла элегантно пританцовывал. Вроде бы в духе тех самых стиляг, которых пропесочивал журнал «Крокодил», но уж очень красиво это у него получалось. Это была песня «Солнечные часы». Текст её, кроме припева, сейчас вряд ли кто вспомнит, да и тогда на него не обращали внимания. Но улыбку Яака Йоалы забыть невозможно.

Интернета тогда не было, журналов о жизни звёзд тем более, советские газеты об эстрадных исполнителях писали нечасто, поэтому какое-то время многие даже не знали точного имени – даже при отменной дикции дикторов Центрального телевидения на слух его имя воспринимали как Як Ёла. Пока не появилась на фирме «Мелодия» маленькая пластиночка, где прочитали и удивились необычному для русского языка сочетанию букв и звуков.

Впрочем, и голос у него был необыкновенно красив. За частое появление на советском телевидении он на родине получил прозвище «Кремлёвский соловей». Если опустить идеологию, сравнения с этой самой сладкоголосой птичкой удостаивались немногие. На русском языке Яак Йоала исполнял несколько десятков песен, написанных лучшими советскими эстрадными композиторами – Раймондом Паулсом, Давидом Тухмановым, Юрием Саульским, Владимиром Мигулей, Александром Зацепиным. Но своеобразной визитной карточкой певца для русскоязычной публики стала «Лаванда», спетая в «Голубом огоньке» в ночь на 1 января 1986 года дуэтом с Софией Ротару. И это при том, что кроме той самой телевизионной записи Яак Йола её никогда больше не исполнял, говоря, что она «ниже всякого уровня».

На советской эстраде певец перестал появляться четверть века назад, а вскоре и вовсе практически прекратил концертную деятельность. Так что для большинства тех, кто его помнит, Яак Йоала так и останется молодым и элегантным «соловьём». Пусть для кого-то и «кремлёвским».

Областная газета Свердловской области