Гоголь глазами «папы» льва Бонифация

Сергей Александрович отметил, что ему нравится работать  с остросюжетными произведениями. Фото: Антон Таксис

Сергей Александрович отметил, что ему нравится работать с остросюжетными произведениями. Фото: Антон Таксис

В Екатеринбурге в рамках проекта «Урал Графо» открылась выставка легендарного графика и иллюстратора Сергея Алимова. В экспозиции представлено 40 шелкографий на сюжеты великой поэмы Гоголя «Мёртвые души». Нам повезло оказаться в выставочном зале Союза художников до официального открытия — и со своими работами познакомил нас сам Сергей Александрович.

Но прежде чем рассматривать экспозицию, не удержались и спросили о знаменитом льве. Тем более, что Сергей Александрович всегда с нежностью вспоминает любимое детище…

— Многие тогда пробовали рисовать львов, ну а я решил, что самое главное — вдохнуть в персонажа тепло, оживить его, — улыбается художник. — И я придумал, что нужно сделать «живую гриву». Сработало. Он излучает не только тепло, но и добро. Страшно подумать, но в следующем году у Бонифация юбилей — 50 лет. А он не стареет…

В арсенале Сергея Алимова, помимо мультяшных персонажей, немало образов, созданных по мотивам произведений классиков литературы — Салтыкова-Щедрина, Булгакова, Гофмана. И вот уже более сорока лет не расстаётся художник с великими гоголевскими сюжетами.

— Любовь к этому писателю мне — ещё мальчишке — привил дед, — рассказывает Алимов. — Работать с материалом Николая Васильевича — счастье. Впервые книжка издательства «Современник» с моими иллюстрациями к «Мёртвым душам» вышла в 1971 году. Она была хорошо воспринята, но спустя какое-то время мне показалось, что я не сделал всего, что мог. Понадобилось, как видите, немало времени, и вот сегодня я своей работой доволен. Я завершил этот этап, но не исключено, что будет и продолжение. Гоголь для меня — бесконечен!

Для создания серии Алимов использовал технику шелкографии. Хотя, как признаётся художник, первые иллюстрации были выполнены карандашом.

— Но именно шелкография даёт возможность показать живость моего рисунка и помогает достичь главного для меня — контраста чёрного и белого, — поясняет автор. — Почему я люблю Караваджо, допустим? Потому что это — тень и свет. Режим эмоционального напряжения.

Мы с Сергеем Александровичем идём по выставке, и у меня то и дело возникает ощущение «дежа вю». Вот картина, которую я помню ещё с детства — именно с этой иллюстрации на обложке хрестоматии началась уже моя любовь к «Мёртвым душам»…

— Не удивляйтесь, — разводит руками Алимов. — Мои работы часто узнают. Но не очень люблю, когда обращают внимание только на прошлые работы (хрестоматия, которую вы вспомнили, была выпущена ещё в восьмидесятые). Но если вы к ней приглядитесь, поймёте — она видоизменилась. Я постоянно работаю над образами, они меняются, развиваются…

Уже в самом конце экскурсии узнаём, что корреспонденты «ОГ» — не первые, кто оказался на выставке. Ещё раньше сюда просочились школьники. Алимов светится от счастья:

— Меня беспокоит, что дети сегодня читают намного меньше, чем раньше. Или читают по электронным книжкам, а ведь книга должна быть живой, с иллюстрациями, чтобы можно было почувствовать её аромат, услышать трепет листа — искусство в действии, вот чего нам сегодня не хватает.

Областная газета Свердловской области