Сегодня в Екатеринбурге открывается XXV фестиваль «Россия»

Впервые обладатель главного приза получит ещё и грант  на съёмку нового фильма. Сумма пока держится в секрете. Неизвестный фотограф.

Впервые обладатель главного приза получит ещё и грант на съёмку нового фильма. Сумма пока держится в секрете. Неизвестный фотограф.

Сегодня в Екатеринбурге стартовал XXV Открытый фестиваль документального кино «Россия». Жюри возглавил Кирилл Разлогов — профессор ВГИКа, директор программ Московского международного кинофестиваля. В конкурсной программе 32 фильма из России, Литвы, Армении, Казахстана, Белоруссии, Грузии и Киргизии. Не обойдётся и без рекордов — впервые в истории фестиваля треть фильмов — это работы режиссёров-дебютантов. Об особенностях отбора кино на «Россию», тенденциях в современной документалистике и новых жанрах корреспондент «ОГ» поговорил с директором программ фестиваля Инной Демежко.

— Инна Александровна, в этом году рекордное количество дебютов. Связано ли это с попыткой «омолодить» фестиваль?

— Больше вам скажу, заявлено было 30 работ начинающих режиссёров, но отобрали мы только десять. Цели «омолодиться» не было. Другое дело, что сами молодые авторы хотят фестивальной судьбы для своих картин. Из года в год в категории «Дебют» у нас представлены в основном фильмы студентов — например, вгиковцев, и мы всегда рады, когда такие работы попадают на конкурс. Жаль только, что другие студии не так успешны. Вот питерского кино в этом году было много — из Университета кино и телевидения, Университета культуры и искусств — но, к сожалению, работы оказались откровенно слабыми. Что касается зарубежных участников (не считая студенток ВГИКа из Тбилиси и Китая) — лишь один дебют — Анастасия Мирошниченко, представляющая Минск.

Анна Яновская — одна из дебютанток этого года. До сих пор она пробовала себя по другую сторону камеры — на её счету более двадцати ролей в кино (например, в фильмах «Земский доктор», «Стрингер», «Универ», «Сделано в СССР»). Неизвестный фотограф.

— Вы, естественно, уже знакомы со всей конкурсной программой. Поделитесь: кино нынешних дебютантов — оно какое?

— Могу выделить две тенденции. С одной стороны, молодым режиссёрам интересны люди — и это очень большой плюс. При этом у них нет стремления высмеять героя, поиздеваться — что, к сожалению, в избытке присутствует в современной документалистике. Пока ребята ещё не в полной мере столкнулись с телевизионной реальностью, они в хорошем смысле слова наивны. А значит, любят и уважают людей. И если им удастся и дальше сохранить такие чувства, то будущее, надо полагать, их ждёт неплохое. С другой стороны, молодёжь грешит отсутствием жанра. В программе мы не встретим, скажем, комедий и мелодрам. Я могу назвать много комедиографов нашего поколения и старше — Юрий Шиллер, Борис Кустов, Андрей Анчугов, Владислав Тарик, Георгий Негашев. А сегодня — спасибо, если владеют хотя бы кинонаблюдением.

— Но нам известно, что зритель сможет познакомиться с новым жанром для документалистики — «селфи-фильмом»?

— Да, но в переводе на великий и могучий — это жанр автобиографии. В конкурс заявляли много фильмов подобного формата. Возможно, это попытка вглядеться в себя, почему нет? И эта попытка не менее плодотворна, чем желание «изучить» окружающих.

— Отборочная комиссия не отнеслась к таким творениям как к псевдоискусству?

— Нет, всё абсолютно серьёзно. Разве автобиография — не жанр? Понимаете, важен посыл. Одно дело, если человек по всякому поводу заходит в соцсети и каждый день сообщает: «Я проснулся, вот моя чашка кофе»… Другое — если это попытка рассказать о себе ещё что-то, что будет значительно интереснее и содержательнее, чем лишь ты сам. Этот жанр любопытен ещё и потому, что найдёт отклик у молодого зрителя.

— Один из призов фестиваля вручается за лучший дебют, но допускаете ли вы, что молодые режиссёры смогут потягаться и с мастерами документалистики?

— Всё бывает. В своё время Андрей Осипов получил главный приз «России» — это был его дебют, Женя Григорьев с фильмом «Лёха онлайн» взял не одну награду, а несколько. Может, с мастерами по профессиональным критериям им ещё трудно соревноваться, но для этого режиссёры тоже ходят в залы — кто хочет учиться, найдёт чему и как. У нас однажды в конкурсе Сергей Мирошниченко конкурировал со своей дочерью — и все это восприняли как должное. Ведь фестивали полезны тем, что молодой режиссёр имеет возможность почувствовать себя частью огромного кинопроцесса

Слово дебютантам

Какой должна быть современная документалистика и почему вы снимаете именно неигровое кино?

  • Саломея Бауэр (Грузия). Фильм «Танцор»:
  • — Документальное кино и любое другое кино, претендующее на звание «произведения искусства», должно быть искренним. Я выбрала его, потому что воспринимаю режиссуру не как ремесло, а как возможность выразить идею, иметь связь с миром.
  • Мария Пономарёва (Москва). Фильм «Разновесие»:
  • — Мне хочется, чтобы ушла в историю тенденция снимать беспросветную «чернуху», выдавая её за сокровенную правду жизни. Также хотелось бы поднять эстетическую планку отечественной документалистики в плане работы с изображением и формой. Документальное кино подкупило меня тем, что это, по сути, искусство импровизации, огромное поле для экспериментов с формой и содержанием, в то время как игровое кино скорее сходно с искусством математики, строгих расчётов.
  • Ли Шань Шань (Китай). Фильм «Вьетнамские жёны для китайских мужей»:
  • — Закон документального кино — реальность. Я выбрала его, потому что люблю реальную историю. Сегодня ехала в такси и слушала историю водителя о любви. Я думаю, что снимать такую реальность интереснее, чем придумывать.
  • Анна Яновская (Москва). Фильм «Десять сантиметров жизни»:
  • — Кино должно быть талантливым. Я не выбирала между документалистикой и игровыми фильмами, кино само меня выбрало. Я оказалась там случайно и начала снимать, потому что не могла не снять это.
  • Наталья Кононенко (Москва). Фильм «Папа, здравствуй…»:
  • — Современный зритель искушён огромным потоком информации, и его внимание надо завоёвывать, используя разные приёмы подачи материала. Хочется, чтобы традицией оставался «свет в конце тоннеля». Чтобы, несмотря на сложность и порой неоднозначность поднимаемых в фильмах проблем, зрителям после просмотра захотелось бы изменить что-то к лучшему. В себе. В своей семье. В своей стране, под названием Россия.
  • Олеся Кожина (Екатеринбург). Фильм «Луну не догнать»:
  • — На мой взгляд, главное в любом кино — эмоциональное воздействие. Если зритель вышел из зала «холодным» — фильм не удался. Чтобы зритель испытал сильные эмоции — хороши любые средства. Но, конечно, нужно знать меру. Не стоит, как говорит герой моего фильма Николай Коляда, «давить на глазные яблоки». Всё остальное — это просто поиск решения, которое не оставит равнодушным современного зрителя. Вино ваших эмоций и мыслей стоит подавать в красивом бокале.
  • Светлана Черникова (Москва). Фильм «Юра»:
  • — Хочу видеть меньше «телевизора» на киноэкране. Меня гнетёт, когда кино остаётся на уровне социального высказывания или грубого прямого смыслового посыла.
  • Яна Воробьёва (Екатеринбург). Фильм «Обе две»:
  • — Традицией в документальном кино должна остаться честность в передаче происходящих событий вне зависимости от времени, места действия и сюжета. А современное документальное кино должно использовать новейшие съёмочные технологии, чтобы полноценно сохранять и точно передавать многообразие цвета, звуков и уникальной внешности.
  • Виктория Соловьёва (Москва). Фильм «Арктический ветер»:
  • — Я против слова «традиция» применительно к кино вообще. Сейчас никто не стеснён в выразительных средствах, и тем более непонятно, почему большинство фильмов снимается как сюжеты новостных программ. Никогда не руководствовалась денежным аспектом в выборе своей профессии и теперь завидую сама себе, потому что, наконец-то, имею возможность заниматься тем, что мне действительно нравится, и часто — бесплатно.
  • Анастасия Мирошниченко (Белоруссия). Фильм «Перекрёсток»:
  • — Кино должно быть правдивым и искренним, к этому нечего добавить. Насчёт того, почему именно документальное… Этот вопрос — денежный. Возможно, где-то за режиссуру художественного кино платят много, но я живу в Белоруссии и не жду, что меня пригласят в Голливуд. А найти деньги на документальный фильм проще, чем годами надеяться на то, что тебя заметят на киностудии и пригласят в игровое. За эти годы ожиданий можно вообще забыть, что ты режиссёр.
Областная газета Свердловской области