«Кино проверяет на выживаемость»

Впервые за долгое время режиссёры решили порефлексировать о своей собственной деятельности. И наиболее точно и иронично это получилось как раз у Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой. Фото: Алёна Комарова.

Впервые за долгое время режиссёры решили порефлексировать о своей собственной деятельности. И наиболее точно и иронично это получилось как раз у Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой. Фото: Алёна Комарова.

Завершился XXV открытый фестиваль документального кино «Россия». На фестивале были рекорды, громкие имена, яркие программы. Но самое главное — было кино. Настоящее документальное кино, которого наш зритель ждёт целый год.

Открывая фестиваль, мы не зря говорили на страницах «ОГ» о дебютантах — впервые по счастливой случайности был изготовлен на один приз больше, а жюри единогласно решило, что наградить нужно сразу двух начинающих режиссёров. При этом произошло и важное, столь редкое для нашего форума событие — решение жюри и зрителей совпало. Именно за фильм одной из лучших дебютанток — «Перекрёсток» Анастасии Мирошниченко проголосовало большинство в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Но самым приятным сюрпризом стал фильм команды екатеринбургских режиссёров — Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой — «Великие реки Сибири. Бирюса», который и получил главный приз фестиваля.

Уже несколько лет Павел Фаттахутдинов снимает цикл про сибирские реки. В 2010 году его фильм «Ангара» стал победителем в номинации «Лучший короткометражный фильм». Теперь же — главный приз.

— Это совершенно неожиданно, — признаётся Павел. — Честно говоря, сидел на закрытии и думал: кому бы я главный приз отдал? Более того, я знаю, что Кирилл Разлогов очень «насмотренный» критик, специалист по западному, изысканному кино. Он любит, чтобы в фильме была выстроенная идея. Я бы не сказал, что у нас этого нет, но наша картина достаточно демократична. И я просто пребываю в шоке от того, что этот приз достался нам!

Картина «Великие реки Сибири. Бирюса» рассказывает о старообрядцах, которые живут обособленно в деревне. У них свои порядки, свои устои, и «чужаков с камерами» они не приняли. Казалось бы, в пору расстроиться, поехать домой, забыв о съёмках, но Павел и его команда оказались сильнее обстоятельств…

— Я впервые столкнулся с людьми, которые живут отдельно от всех, — продолжает режиссёр. — Это картина про то, как старообрядцы свою веру пронесли через века. У староверов всё намного строже, и тем не менее им удалось эту духовность сохранить. Поэтому задумка, которая была у нас в начале, не сработала. Но документалистика — это как раз способность ориентироваться: если ты чувствуешь жизнь, то надо бросать всё и снимать её такой, какая она есть. Огромный вклад в общее дело внесла Света Боброва — второй режиссёр, и когда мы с ней вместе отсматривали материал, то поняли, что надо делать нечто другое.

По словам Павла, больше всего он сомневался в том, что за такой легкомысленной формой невозможно будет увидеть серьёзное содержание. Однако нет. Многих как раз подкупило, что можно говорить в жанре комедии о таких серьёзных вещах, как различие цивилизаций.

— Мы не зря сами постоянно появляемся в кадре, — объясняет автор. — А кого ещё нам было снимать, если герои отказываются с нами общаться? Получилась история про кинематографистов, которые собрались что-то сделать и «наткнулись на стену». Такой конфликт.

Деньги на съёмки очередной картины, как правило, самый больной вопрос для режиссёра. Поэтому нельзя не порадоваться за уральцев, которые впервые за всю историю фестиваля в приложении к главному призу получили ещё и денежный бонус в размере ста тысяч рублей.

— Буду счастлив потратить эту сумму на следующую картину. Долгое время у нас уже простаивает игровая лента, — делится планами Павел. — Самое лучшее, я считаю, снимать как раз игровое и документальное кино — по очереди. Документальное кино всё время проверяет тебя на выживаемость. Но только так можно понять, документалист ты или нет. Но иногда от этого тоже нужно отдыхать.

Областная газета Свердловской области