Что снится Менделееву

Один из самых ярких моментов спектакля —химические элементы помещают в колбы. Герои реагируют  по-разному: кто-то смеётся, кто-то истошно кричит... Таким образом Менделеев выявляет свойства элементов. Фото: Георгий Сапожников

Один из самых ярких моментов спектакля —химические элементы помещают в колбы. Герои реагируют по-разному: кто-то смеётся, кто-то истошно кричит... Таким образом Менделеев выявляет свойства элементов. Фото: Георгий Сапожников

Долгожданный спектакль «Провинциальные танцы» показали на сцене Театра кукол. Это совместная работа творческого дуэта — «Провинциалов» и режиссёров инженерного питерского театра «Ахе» Максима Исаева и Павла Семченко. В основе сюжета — знаменитый сон Менделеева, в котором он увидел, как упорядочить все химические элементы в единой таблице.

Кстати

Русский инженерный театр «Ахе» основан в 1989 году в Санкт-Петербурге. Основное направление — создание перформансов. Театр активно использует различные сооружения, механизмы, которые конструирует самостоятельно. В 2003 году получил премию «Новация» на фестивале «Золотая Маска» за спектакль «Господин Кармен».

Ахе — атолл в архипелаге Туамоту. Создателям театра просто понравилось слово...

Пока публика только пробиралась на свои места в зале, на сцене уже размеренно дышал спящий человек — Менделеев видел первые элементы знаменитой таблицы. Затем свет в зале погас, и перед зрителями медленно стали сворачиваться в одно большое сплетение химические элементы.

Элементы в сознании гения — живые, у каждого из них свой характер. Вдоль всей сцены натянуты ленты скотча, на которые Менделеев нанизывает своих «подопечных», пытаясь увидеть в этом хаосе порядок, логику.

Отточенные движения, невероятная, «говорящая» пластика, эмоции, которые передаются зрителю, сложные образы, игра мимикой — всем этим «Провинциалы» знамениты, и на этом строится большинство постановок. Зрители уже привыкли, что языком тела театр Багановой может сказать всё что угодно. Но в этом спектакле, помимо сложнейшей хореографии, есть ещё и элементы инженерного театра. И выглядит это очень гармонично. Хотя идея не нова: и «Провинциалы», и другие танцевальные компании пусть редко, но всё же прибегают к подобной сценографии, но именно в данной постановке возникает ощущение, что всё на месте. Всего в меру.

В энциклопедии это лишь одна строка — «таблицу химических элементов Менделеев увидел во сне». Словами, наверное, действительно большего и не скажешь. Зато после «Меры тел» остаётся ощущение, что вот сейчас-то ты понял, что происходит в голове гения.

Максим Исаев и Павел Семченко не раз шокировали своими постановками даже искушённую питерскую публику. Но в этом спектакле они решили придерживаться золотой середины, не слишком эпатировать зрителей. Тем не менее спектакль смотрится на одном дыхании.

Неожиданный момент в спектакле — когда внезапно в менделеевский сон вдруг вплетаются сцены языческих обрядов. Возникает вопрос: откуда среди химических элементов взялись эти славянские богини и мифологические существа? Отвечать на этот вопрос каждому зрителю приходится самостоятельно. Но в конце концов, это же сон — здесь всё возможно. Как связаны эти темы и как возникла идея их синтеза, рассказал «Областной газете» сразу после премьеры один из создателей спектакля — Максим Исаев:

— Во-первых, нам всегда было любопытно делать именно контрастные вещи, ведь неинтересно совмещать таблицу Менделеева, скажем, с таблицей валентности, — смеётся режиссёр. — Во-вторых, мы поинтересовались биографией нашего великого учёного и выяснили, что он учился в Тобольской гимназии, а преподавателем его был не кто иной, как Пётр Ершов. Тот самый Ершов, который в 19 лет написал «Конька-Горбунка». И вот как раз в этом произведении была концентрация славянских праздников и обрядов. И мне захотелось, чтобы эта тема была затронута. Оставалось только совместить праздники с настроением танца и стилем музыки. И тут тоже всё сложилось удачно, поскольку инструментарий танцоров оказался разнообразнейшим… Для каждого замысловатого, казалось бы, случайного движения существует название, что вместе являет собой целую языковую систему. И сила этого инструментария удивительно преобразовалась в невероятные эмоции.

Областная газета Свердловской области