Не спектакль – космос!

Декорации к спектаклю режиссёр Юлия Батурина делала сама. Вёдра для оформления сцены выбраны не случайно: в лучах сценического освещения их тени напомнили режиссёру стаю птиц. И это создало тревожную, напряжённую атмосферу спектакля… Фото: drama3.ru

Декорации к спектаклю режиссёр Юлия Батурина делала сама. Вёдра для оформления сцены выбраны не случайно: в лучах сценического освещения их тени напомнили режиссёру стаю птиц. И это создало тревожную, напряжённую атмосферу спектакля… Фото: drama3.ru

Шекспира на сцене этого театра поставила уроженка Серова, ныне режиссёр кировского «Театра на Спасской», Юлия Батурина. Для Свердловской области этот режиссёр уже стал одним из самых любимых – двадцать лет она ставила спектакли на сцене серовского Театра драмы имени Чехова, многие её работы получали громкие награды.

Досье «ОГ»

Юлия Батурина родилась 19 ноября 1969 года. Окончила Пермский институт искусств и культуры, Щукинское училище (Москва). С 1990 по 1993-й – актриса в Пермском театре «У Моста», с 1993-го – актриса в серовском Театре драмы им. А.П.Чехова. С 2006 по 2014 год – режиссёр Серовского театра. Сейчас – режиссёр Кировского театра юного зрителя «Театр на Спасской».

Это уже третье обращение Батуриной к Шекспиру. До этого были «Ричард III» и «Ромео и Джульетта». Вторая из них на фестивале «Браво!» в мае взяла главный приз. Хотя и наделала много шума – Монтекки и Капулетти в японском стиле зрителей привели в изумление. Потому от «Короля Лира» классического прочтения уже никто не ждал… Так и случилось.

Наш звонок застал Юлию Батурину по дороге из Каменска-Уральского в Киров. Сейчас именно там – её театральный дом, её сцена.

– Но по Серову, да и вообще по области я скучаю, конечно же. Особенно скучаю по артистам. Поэтому и дальше буду сотрудничать с свердловскими театрами. Опять же в каменск-уральском театре «Драма номер три» планирую поставить «Гамлета». Есть и другие задумки…

– Юлия, вы ставите уже третий спектакль по Шекспиру… Это любовь?

– Уильям Шекспир – это тот автор, от которого я не могу отказаться. Его пьесы очень жёсткие и наполнены психологическим драматизмом. Всё как я люблю. Если бы было можно, я бы делала постановки только по произведениям Уильяма Шекспира и Яро­славы Пулинович. Она – Шекспир нашего времени. Простите мне такие громкие слова…

– Действие «Короля Лира» перенесено в наши дни. Для чего? Чтобы стать понятнее, ближе зрителю?

– Да нет, просто именно так увидела это произведение. Главные герои спектакля – это бизнесмен и его дочери. Только страсти между ними всё те же, шекспировские. «Король Лир» – история семейная, она могла произойти в любое время. Речь идёт об отношениях между людьми в чистом виде – вне времени и пространства. Поэтому в спектакле почти нет декораций и визуальные эффекты достигаются игрой света и тени. Для себя я называю «короля Лира» спектаклем в стиле космоса. Этот вопрос – вечен и необъятен…

– Сложно шла работа над спектаклем?

– «Король Лир» для меня – новый этап. Эту пьесу я переделывала много раз, чтобы получился лаконичный спектакль, интересный не только каменскому зрителю.

Мнение

Татьяна Стрежнева, театральный критик, зампредседателя Союза театральных деятелей Свердловской области:

– У Юлии Батуриной хорошее ощущение современности. Она действительно умеет работать с классикой – это говорит о том, что она вдумчивый, ищущий мастер. Но режиссёр – это не только тот, кто умеет грамотно поставить спектакль, не менее важна обстановка на площадке. Вот Юлии как раз удаётся увлечь артистов и выстроить нужную психологическую атмосферу. Премьерный спектакль, увы, ещё не видела, очень жду возможности посмотреть.

– Как работается в Кирове? Не разочарованы?

– В «Театре на Спасской» замечательная труппа и понимающий директор. Он и артист, и хороший управленец. Прекрасно разбирается в финансовых вопросах. Там меня очень ждут. 13 ноября я представляю там свою премьеру – спектакль «Дракон» по пьесе Евгения Шварца. Приглашаю!

Областная газета Свердловской области