В Екатеринбург с фильмом о Первой мировой войне «Там, где цветёт жёлтый лимон» приехал председатель Союза кинематографистов Сербии Йован МАРКОВИЧ. Перед нашим разговором Йован предупредил, что не в совершенстве владеет русским языком, но потом добавил: «хотя я уверен, что наши народы всегда друг друга поймут»…
Досье «ОГ»
Йован Маркович родился 9 октября 1938 года в Сербии. Сценарист, режиссёр, продюсер. Автор более ста документальных фильмов. Советскому зрителю он известен по таким игровым кинофильмам, как «Давайте любить» (1987), «Жикины мемуары» (1988), «Случай Хармс» (1987). Вице-президент кинофестиваля «Золотой витязь» (Омск).
— В Екатеринбурге вы уже бывали в качестве председателя жюри фестиваля семейного кино. Как вам наш город?
— Я третий раз в Екатеринбурге. К сожалению, до этого приезжал к вам зимой. Хотя и сейчас у вас самая настоящая зима… А зимой нет неба, пространства, всё забито снегом… Я видел ваши исторические памятники, музеи, но по-настоящему подышать городом пока не получилось. В этом году я привёз в Россию фильм известного сербского режиссёра Здравко Шотра «Там, где цветёт жёлтый лимон». Я — автор сценария.
Фильм «Там, где цветёт жёлтый лимон» повествует о трагическом бегстве сербского народа через Албанию на греческий остров Корфу в 1915 году. Документальная картина сочетается с фрагментами постановочных сцен. Авторы использовали бесценные архивные материалы, которые позволяют зрителю открыть неизвестные страницы Первой мировой войны на Балканах, лишившей жизни каждого третьего серба.
— Фильм посвящён сражению сербской армии в Первой мировой войне. Почему для вас важно показать эту картину именно в России?
— Это событие, которое крепко связывает наши страны. Но из-за Октябрьской революции у вас об этой войне долго не говорили. А сейчас в России растёт интерес к этому историческому событию. Ничто так не изменило мир, как Первая мировая. Потом появились фашизм, терроризм. А Запад до сих пор винит в той войне Сербию и Россию, которая нам помогала.
— Вас часто называют посредником между Россией и Сербией…
— Что касается культурного сотрудничества, я стараюсь не упускать ни одной возможности. Если книга есть — надо её привезти, сняли действительно хорошую картину — надо показать. В этом смысле мы с моими российскими друзьями и коллегами и правда сделали много.
— Какое кино как продюсер привозите из Сербии к нам, и какие русские картины популярны у вас в стране?
— Я с ностальгией вспоминаю те времена, когда привозил ещё в Союз свои игровые картины. Потом изменилась политика, изменилась власть — и у нас, и у вас. Прервалась эта связь. Да, и наше государство кинематограф практически не поддерживает. Пока нам под силу только документальные ленты. Но и кинотеатров для действительно хороших фильмов сегодня нет, а телевидение показывает 90% какой-то пустоты — никчёмных сериалов и прочего. Но мы стараемся столь дорогие для нас связи восстановить: привозим самое лучшее русское кино к себе, и самое достойное сербское — к вам. Для этого организовываем специальные фестивали, недели национального кино. Особенно приятно было, когда Никита Михалков решил премьеру «Солнечного удара» устроить именно в Белграде. Он уважает сербского зрителя, а сербы любят хорошее русское кино…
— Какие темы вас как сценариста и режиссёра интересуют сегодня? Можно ли сказать, что сейчас вы занимаетесь только «духовным кино»?
— Духовная тема — да, но не стоит путать её с религиозной. Я являюсь вице-президентом кинофестиваля «Золотой витязь». И наш девиз звучит так: «Снимать кино, которое возвышает душу человека». Ещё Аристотель говорил, что катарсис есть духовное очищение. В этом смысле искусством можно называть только то, что поднимает душу человека ввысь. И неважно, на какую тему создано такое произведение. Возможно, в том числе это будет и религиозная тема. Только помнить нужно, что Бог внутри нас, а не в церкви…
А что касается моих ближайших планов, то буквально только что я получил главный приз за сценарий «Вронский» о графе Николае Раевском-Вронском, который очень много сделал для свободы сербского народа. Конкурс проводился среди славянских стран: Польши, Болгарии, Сербии, России и других. Надеюсь, что всё получится, и мы этот фильм снимем.
— Современных сербских режиссёров по-прежнему волнуют страшные события — война в Югославии, Косовский конфликт. Вы снимаете об этом?
— Мы с моими друзьями сделали много таких картин. Это действительно одна из главных наших задач, поскольку везде была война. Я бы советовал посмотреть картину «Искушение» о русской женщине, которая всю жизнь занималась музыкой, но после того как побывала в Боснии и нашла могилу своего приятеля, который был монахом, тоже отказалась от мирской жизни. Это очень сильная, трагическая женская история. Она получила много призов на фестивалях по всему миру. А то, что снимали западные журналисты и режиссёры в 90-е, — чистой воды пропаганда, оправдывающая агрессию НАТО. Сегодня ситуация изменилась, и там тоже появилось правдивое кино. Но именно русские нас понимали лучше всего. И я видел несколько замечательных ваших кинофильмов.
— Какое отношение к России в вашей стране сегодня?
— Мы прекрасно помним, что именно Россия первой заступилась за Сербию во время Первой мировой. Да, и никогда я не слышал словосочетания «Сербия-мать», а только — «Россия-матушка». Недавно в Белграде проходил футбольный матч среди юниоров между командами России и Сербии. Ну, кто придёт смотреть на стадион специально на юниоров? Максимум несколько тысяч. Но когда стало известно, что приедет Путин, на игре собралось около ста тысяч человек! Даже поговорка такая есть: «нас могут спасти только Бог и Россия…» Мы с вами заканчиваем тем, с чего начинали наш разговор. С поиска общего языка… Как по-русски будет «хлеб»?
— Хлеб…
— «Вóда»?
— Почти так же — вода.
— «Любовь»?
— Одинаково — любовь…
— Больше нам ничего и не надо. Мы абсолютно понимаем друг друга…
Кстати
Столетию начала Первой мировой посвящена рубрика «ОГ» Первая мировая: уральские истории.