Творец пространства сцены

За сценографию к спектаклю «Соловей»  Владимир Кравцев получил премию «Лучший художник в драматическом театре» на фестивале театральных работ «Браво!»-2012. Фото: Павел Кошкин

За сценографию к спектаклю «Соловей» Владимир Кравцев получил премию «Лучший художник в драматическом театре» на фестивале театральных работ «Браво!»-2012. Фото: Павел Кошкин

Всегда интересно заглянуть за кулисы и узнать, как создаётся спектакль… Но если о деятельности драматургов, режиссёров и актёров мы рассказываем на страницах «ОГ» нередко, то вот о театральных художниках говорим, увы, нечасто. Вчера в Екатеринбурге на площадке Уральского филиала Государственного центра современного искусства один из самых известных мастеров этого дела, главный художник Театра драмы Владимир Кравцев поделился с поклонниками театра секретами работы. Незадолго до начала Владимир пообщался с корреспондентом «ОГ».

Досье «ОГ»

Владимир Анатольевич Кравцев родился 28 июля 1954 года в городе Брянске. В 1977 году закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Театральная техника и оформление спектакля». С 1977-го — художник-постановщик Нижнетагильского драмтеатра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. С 1980-го — художник в Свердловском государственном академическом театре драмы. С 1984-го по настоящее время — главный художник.

Шестикратный лауреат театральной премии «Браво!», в 2002-м — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (сценография спектакля «Ромео и Джульетта» В. Шекспира). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

— Сегодня художник в театре — это в первую очередь сценограф. Он не просто оформляет сцену, как было лет двадцать назад, — рассказывает Кравцев. — Если раньше художник обслуживал замысел режиссёра, то сегодня он работает над созданием образа спектакля наравне с постановщиком. Современный театр предполагает минимальное количество декораций, акцент делается на игре света и игре актёров. Таким образом, постановки выглядят более действенными и энергичными. Однако не все режиссёры готовы к присутствию театрального художника в подобном качестве.

— Почему же?

— Причиной этого могут быть и пережитки старой режиссёрской школы, где воля художника была подчинена замыслу постановщика, и некоторая чрезмерная амбициозность молодых режиссёров.

— Как это повлияло на сценографию?

— Если режиссёр и художник работают вместе, образ спектакля получается интересным, цельным, состоящим не просто из декораций и освещения. Но если каждый из них будет работать раздельно и пойдёт своим путём, не согласуясь в своих действиях друг с другом, то концепция спектакля получится невнятной. И постановка начнёт разваливаться прямо на глазах. Зритель почувствует это сразу.

— Вы начали работать с семидесятых годов, и вам разные спектакли доводилось оформлять, над разными пьесами работать. Современных драматургов легче ставить?

— Драматурги уже не пишут о материальном. Им более интересны идея и проблема, которые можно раскрыть в пьесе. Поэтому иногда в текстах не указано даже место действия. Именно в этом случае и становится любопытно посмотреть, как решают подобную задачу художник и режиссёр.

— В чём заключается секрет успеха постановки сегодня?

— Особых секретов нет. Самое главное — взаимопонимание и тесное творческое взаимодействие театрального художника и режиссёра. И тогда спектакль получится!

Областная газета Свердловской области