«С голосом договариваюсь»

Участники проекта «Егор Белкин и друзья»:  Владимир «Зема» Назимов, Настя, Вячеслав Бутусов,  Александр Пантыкин, Виктор «Пиня» Резников, Виктор «Пифа» Комаров, Егор Белкин. Свердловск, 1985 год. Фото: Олег Ракович

Участники проекта «Егор Белкин и друзья»: Владимир «Зема» Назимов, Настя, Вячеслав Бутусов, Александр Пантыкин, Виктор «Пиня» Резников, Виктор «Пифа» Комаров, Егор Белкин. Свердловск, 1985 год. Фото: Олег Ракович

В Екатеринбург с концертом приехала Настя Полева — «первая леди уральского рока», лидер группы «Настя». Перед выступлением она согласилась ответить на несколько вопросов «ОГ», правда, сразу предупредила — разговор будет недолгим, нужно настраиваться. Всё-таки выступать в родных местах — куда ответственнее. И в итоге — разговорились, не могли остановиться…

Досье «ОГ»

Анастасия ПОЛЕВА родилась 1 декабря 1961 года в Первоуральске. Окончила Свердловский архитектурный институт. Музыкальную карьеру начала в 1980 году в качестве солистки в хард-рок-группе «Трек». После этого выступала с группой «Наутилус Помпилиус», а с 1986 года начала писать собственную музыку, которую исполняли Егор Белкин и другие музыканты групп «Наутилус» и «Урфин Джюс», в то время фактически превратившихся в единый коллектив. Постепенно он снова разделился на «Наутилус» и группу, названную по имени Полевой «Настя».

В 1986 году записан первый альбом «Насти» — «Тацу». Авторами текстов группы, помимо самой Насти, были братья Илья и Евгений Кормильцевы. С 1993 года Полева и её группа обосновались в Санкт-Петербурге.

— Я бываю на Урале достаточно часто — раз или два в год стабильно, — рассказывает Настя. — И в Екатеринбурге, и в родном Первоуральске. И внимательно слежу за всем, что здесь происходит. Где бы я ни жила, всё-таки родина — здесь.

— Музыка началась в детстве?

— Нет, тогда я даже не думала об этом, ни в какие «музыкалки» не ходила… И музыкального образования у меня, кстати, тоже нет. Желание заниматься музыкой появилось, когда я училась в Свердловском архитектурном институте. Там было много практических занятий, где чертят, рисуют. Руки были заняты, а уши — нет. Что оставалось делать? Слушать музыку.

— И что слушали?

— Когда я училась, в основном все слушали рок. Приносили с собой много новинок на плёнках и кассетниках, и всё это крутилось с утра до вечера. Ну а потом мы собирались вместе, пробовали записывать свою музыку, писали тексты. Любимых альбомов было так много, что выделить один уже невозможно. Западная рок-музыка казалась чем-то фантастическим и недостижимым. Я сожалела, что в России этого нет. Потом, конечно, постепенно рок-культура покатилась по стране. Первооткрывателями в 70-е стали «Машина времени» и «Аквариум» — это была московская рок-лаборатория. С начала 80-х годов стали появляться самые разные группы, и уже в средине 80-х сформировался наш рок-клуб: «Урфин Джюс», «Трек», «Наутилус», «Чайф», «Агата Кристи»… Это была первая и очень сильная волна, которая всю страну захлестнула. Потом была вторая волна — «Смысловые галлюцинации», «Чичерина»… Сейчас идёт третья, видимо. В Екатеринбурге много молодых групп. Рождаются новые имена. Кто знает, может, и новые мегазвёзды появятся…

К нам в редакцию обратился режиссёр Олег Ракович. Прочитав этот материал, он узнал фотографию, которая сопровождала публикацию. Оказывается, что фотоаппарат находился именно в его руках. Олег поделился с нами воспоминаниями о том, как было сделано фото.

— И у кого из молодых исполнителей есть такие шансы? Может быть, сейчас на страницах «ОГ» вы предречёте нам новую мегазвезду…

— Увы, не предреку. Не слежу за творчеством новых исполнителей. За теми, кто выстреливает, следить не надо — они гремят так, что видно и слышно со всех сторон. Их музыка моментально оказывается на радио и в Интернете. Если в наше время музыка расходилась стихийными аудиозаписями, то сегодня разместили в Сети свою музыку — дальше от вас требуется только постоянное подтверждение своих талантов и способностей. Сегодня всё намного проще.

— «Всё намного проще» — это хорошо или плохо?

— С одной стороны, когда появилась возможность показать себя с разных сторон, выложить в Интернет свою музыку, быстро собрать отклик, то этой возможностью не воспользовались только критически ленивые. Музыки стало много, причём очень разной. Но как говорил Шнур: «Если можете не писать музыку — не пишите!». Сегодня музыканту нужно быть не просто талантливым, а уверенным в том, что эта музыка нужна не только ему самому. Без хорошего внутреннего цензора и соотношения способностей и талантов далеко не продвинешься. У свердловских музыкантов, кстати, всегда с этим всё было хорошо.

— Музыка — работа или хобби?

— Мне трудно это разграничивать. Круглые сутки голова в музыке. Именно так, не наоборот! Каждая песня, исполненная вживую, это момент, который никогда не повторяется. Ещё Конфуций сказал: «Найди работу себе по душе, и тебе не придётся работать ни единого дня». Это про меня. Главное, чтобы не подводил мой основной инструмент — голос. Если что-то на концерте идёт с технической точки зрения не так — это можно исправить. Если подведёт голос — ему не прикажешь и петь не заставишь. Он у меня капризный в этом плане, приходится «договариваться».

— Архитектурное образование потом никак в жизни не пригодилось?

— Такая вот ирония судьбы — училась на архитектора, а загорелась музыкой… Но всё-таки интерес остался: я слежу за деятельностью современных архитекторов, и среди друзей у меня много представителей этой профессии. Да и самой по жизни периодически пригождаются полученные знания… Кстати, раз уж заговорили об этом, не могу не сказать: Екатеринбург с точки зрения архитектуры меня очень радует. Наш город можно назвать музеем под открытым небом — почти как Барселона со своим Гауди. И нет, я не преувеличиваю. В зданиях Екатеринбурга смешалось столько стилей, столько эпох! Мы прошли путь от заводского заштатного городишки до современного мегаполиса…

Настя Полева и Егор Белкин во время прошедшего на днях концерта в Екатеринбурге. Кстати, они вместе не только на сцене, но и в жизни. Фото: Евгений Волович.

Блиц

  • — Что сегодня слушали?
  • — Есть такие «дни тишины», когда я не слушаю музыку. Сегодня (интервью состоялось 13 ноября. — Прим. авт.) как раз такой день. А вчера мы ехали в машине под мелодии ЧиЖа…
  • — Последняя прочитанная книга?
  • — «Парфюмер» Патрика Зюскинда. Эта книга для меня стала книжным потрясением.
  • — Фильм, который запомнился больше всего?
  • — Это мультфильм Александра Птушко «Новый Гулливер» 1935 года.
  • — Любимое место в Свердловской области?
  • — Плотинка в Екатеринбурге и окрестности озера Шарташ. А Первоуральск, где я росла, весь заполнен типовой застройкой. Да и красивейшая река Чусовая в те времена была уже испорчена химикатами. Трудно те места романтизировать.
  • — Приметы перед концертом?
  • — Я человек верующий. Мне в приметы не положено верить. Если подчиняться приметам и подозрениям — не проживёшь долго.
Областная газета Свердловской области