«У нас не будет поп-корна и сладкой ваты…»

Последние приготовления: актёры доводят до совершенства спектакль, строители — сцену.... Фото: Станислав Савин

Последние приготовления: актёры доводят до совершенства спектакль, строители — сцену.... Фото: Станислав Савин

В Екатеринбурге после двухлетней реконструкции открылся Театр юного зрителя. Накануне торжественного дня, во время последних приготовлений к приходу зрителей, для корреспондентов «ОГ» экскурсию по обновлённым залам провела директор ТЮЗа Светлана Учайкина…

Цифры

  • 28 июня 2012 года ТЮЗ закрыл последний домашний сезон. Затем шла подготовка перед началом капитального ремонта.
  • 10 января 2013 года начались строительно-монтажные работы. Закончились – 18 ноября 2014-го.
  • На ремонт театра из бюджета Свердловской области было выделено 350 млн рублей.
  • Из них 174 млн потрачено на техническое оборудование, 20 млн – на мебель, 15 млн – на новую одежду сцены.

Перемены заметны на площади у входа в здание — перед театром получился настоящий комплекс, где можно оказаться зрителем. По замыслу, здесь будет дополнительная сцена под открытым небом, потому что в центре есть отсечённый круг, к нему подведены все инженерные коммуникации, а значит, есть возможность работать со светом, звуком…

— Это последние штрихи, — Светлана Николаевна указывает на строителей, которые заканчивают работы у главного входа, — после которых наш зритель сможет увидеть театр во всей красе. С 12 ноября начали работать кассы. Теперь каждый, кто приобретает билет на спектакль, может забронировать себе место на подземной парковке. Также мы определили новую программу продажи билетов: их можно заказать через Интернет, что особенно удобно для жителей области.

… Мы со Светланой Николаевной не спеша движемся по интерьерам «старого нового ТЮЗа». В Большом зале на сцене идёт очередная репетиция — театр готовит премьеру «Похождений бравого солдата Швейка» по Ярославу Гашеку. Осторожно, чтобы не отвлечь актёров от репетиции, заглядываем в зал… Но видно, что вряд ли мы кому-то помешаем: на сцене параллельно с актёрами… работает и ремонтная бригада. Впрочем, и те и другие занимаются творчеством. Лишь бы успели…

— Вы видите, как всё здорово? Думаю, что можно смело говорить о консолидации усилий — дизайнеров, строителей, поставщиков мебели, тех, кто устанавливал световое оборудование, звук, — продолжает рассказывать Светлана Николаевна. — У меня сложилось впечатление, что те, кто занимался реконструкцией, в своём детстве бывали здесь, поэтому им хотелось оставить в театре частичку своего сердца, души. Мне кажется — у них это получилось. И еще важно: нас пустили в театр до момента официальной сдачи, чтобы мы уже могли здесь репетировать. И под репетиции артистов подстраивались все строительные службы. Например, если репетиция проходила с утра до 18 часов, то сборка кресел, оформление пространства сцены начинались раным-рано поутру и шли до прихода актёров, а продолжались уже с 18 до полуночи. Кстати, актёры первыми оценили качество ремонта. Представляете себе, каково это после двух лет скитаний (хотя на всех восьми площадках города нас принимали, как родных) наконец-то снова обрести свой дом. В гримёрках всё сделано для того, чтобы артистам было комфортно.

— Первым спектаклем, сыгранным на обновлённой сцене, станет не «Швейк», а «Без вины виноватые» по пьесе Александра Островского…

— Да, это постановка, получившая «Золотую маску», но буквально как только мы отыграли премьерные спектакли, в театре начался ремонт. Обидно: ведь все желающие увидеть спектакль просто не успели этого сделать. В Малом зале мы дадим не менее знаменитый спектакль — визитную карточку театра — «Каштанку». А нашу премьеру по роману Гашека будем показывать два дня подряд — 21 и 22 ноября. Режиссёром «Швейка» стал Анатолий Праудин. Все эти мероприятия мы объединили в акцию «Большое театральное новоселье».

— Малый зал — его ранее у вашего театра не было. Он построен «с нуля»?

— Да, это наша гордость. В зал можно попасть как через переход внутри театра, так и с улицы. Здесь абсолютно автономная сцена, гардероб, туалетные комнаты… Мы мечтали о Малом зале много лет, потому что когда в 1977 году театр был построен, он располагал только Большим залом, а в качестве Малого использовалась просто комната со сценой, которая, естественно, не отвечала всем необходимым требованиям. А желание проводить театральные эксперименты было, и одним из самых первых стал как раз спектакль «Каштанка», поставленный ещё в 2001 году. И теперь мы счастливы, потому что новый зал на 150 мест имеет всё, что требуется, словом, это маленький театр: за счёт большого закулисного пространства, вращающегося круга, а также солидной высоты штанкетного хозяйства (конструкция для крепежа декораций и осветительных приборов. — Прим. авт.) у режиссёра и художника появилось много широких возможностей.

Оказывается, архитектурная композиция «Театральные маски», размещённая на фасаде здания в год его открытия, вращалась. Но недолго. Спустя десятилетия механизм удалось запустить вновь. Фото: Станислав Савин.

— Были во время реконструкции открытия, что-то удивило?

— Большое удивление вызвали одни из наружных дверей, которые мы называем воротами. Они сильно заржавели, их не открывали, поэтому никто и подумать не мог, что на поверхности ворот — иллюстрации сцен спектаклей, нарисованы мушкетёры, прекрасные дамы. И даже табличка нашлась, говорящая о том, что сделаны они были в 80-м году… Ну и, конечно, сюрпризом для зрителей станет оживший символ ТЮЗа — театральные маски. Дело в том, что эта архитектурная композиция в момент открытия театра в 1977 году вращалась… Но спустя какое-то время механизм перестал действовать. И как же нам было радостно, когда нашлись умельцы, которые смогли его вновь запустить!

— У ТЮЗа в фойе всегда был роскошный зимний сад… Радует, что растения пережили ремонт.

— На самом деле мы наш зимний сад полностью раздали: пристроили растения в больницы, школы, учреждения культуры. Всё-таки ремонт оказался бы для них слишком большим стрессом. А те цветы, которые вы видите сейчас, мы купили в Ботаническом саду специально к открытию…

— Теперь главное, чтобы созданная атмосфера поразила главных в этом театре — юных зрителей…

— Полностью согласна. У нас не будет поп-корна и сладкой ваты. Я считаю, что сама атмосфера должна воспитывать, нести определённый эмоциональный заряд. В обновлённых стенах это будет получаться ещё лучше. Нам хочется, чтобы у зрителей была та же сменная обувь… Ведь именно наша публика потом придёт на спектакли во «взрослые» театры. А значит, театральная культура начинается именно с нас.

Областная газета Свердловской области