Игры с тиграми

Фото: russia.ru

Фото: russia.ru

Впервые за последние восемь лет в Екатеринбург приехал цирк Мстислава Запашного, представителя, пожалуй, самой знаменитой цирковой династии в стране. О семье, тиграх, своём шапито и тонкостях циркового искусства он рассказал в интервью «ОГ».

Досье «ОГ»

Запашный Мстислав Мстиславович — родился 15 июня 1967 года в Новороссийске в семье цирковых артистов Мстислава Михайловича и Долорес Павловны, представитель четвёртого поколения династии Запашных. Династия берёт начало с циркового клоуна Карла Томпсона, гастролировавшего в России в конце XIX века под псевдонимом Мильтон. Его дочь вышла замуж за Михаила Запашного, деда Мстислава Мстиславовича. Фото: Александр Зайцев.

  • 1979 год — главная роль в художественном фильме «Циркаченок», на съёмках которого впервые оказался лицом к лицу с тигром.
  • С 1981 года — принят на работу в государственную компанию «Росгосцирк.
  • 1985–1990 — учёба в Омском государственном институте физической культуры (заочно).
  • 1994 год — Заслуженный артист России.
  • 2003 год — Народный артист России.
  • С 2005 года — директор и художественный руководитель коллектива «Триумф XXI века».
  • Женат, воспитывает семерых детей.

— Со скольки лет вы на цирковой арене?

— Когда я родился, родители работали в цирке шапито. Через две недели после моего рождения они уезжали в другой город, и я сразу с ними поехал. Всю жизнь провёл на манеже и жизнь без этого не представляю. Но помимо того, что я освоил все жанры циркового искусства, я всё умею делать своими руками. Кроме того, веду бизнес: у меня в своё время были свои магазины, бары, рестораны, сейчас занимаюсь грузоперевозками, но главное — это цирк.

— Ваш учитель — это ваш отец?

— Безусловно. Главное, чему он меня научил — работе над собой. Прежде всего нужно спрашивать с себя, а если спрашиваешь с себя, то можно спрашивать и с других.

— Есть какие-то семейные традиции, которые остаются неизменными из поколения в поколение?

— Да: если ты начал заниматься цирковым делом, ты его не бросаешь. Я так и сказал своему старшему сыну Ярославу, представитель пятого поколения Запашных: «Твоя задача — быть лучше, чем я. Или ты занимаешься этим и отдаёшь себя полностью здесь, на манеже, становишься настоящим артистом, так, чтобы не было стыдно, когда называют фамилию, или ты не занимаешься этим вообще». Главное, чего я достиг, это то, что мой отец сказал: «Сын, я тобой горжусь!». И я тоже хочу так сказать о своём сыне.

— Все ли ваши дети продолжают цирковые традиции?

— Нет, не все. Старшая дочь сказала: «Пап, я попробовала — это не моё, тяжело» и ушла из цирка. Сейчас она живёт в Сочи, смотрит за нашим домом. Ещё одна дочка учится в шестом классе и занимается гимнастикой, золотая призёрка многих соревнований.

— Как вы начали работать с животными?

— Первые мои животные — это лошади. У нас в своё время было 25 лошадей и я ещё ребёнком учился на них ездить. Потом занимался лошадьми серьёзно, и даже кузнечное дело освоил — могу сам выковать подкову и подковать лошадь. Дальше в процессе работы были медведи, собачки, тигры, львы, леопарды, слоны… Но в итоге у нас с отцом остались только тигры. Слоны, к сожалению, погибли, а новых пока купить не удаётся — очень много препон ставят иностранцы и общество защиты животных. Они своим продают, а русским — нет. За границей животных обычно используют только для показа, а у нас животные работают, делают на манеже то, что привыкли делать в природе. Но не все зоозащитники это понимают.

Мстислав уверен, что животные понимают абсолютно всё, вот только сказать не могут... Фото: Александр Зайцев

— А домашние животные у вас есть?

— Есть. У нас дома живёт собака породы хаски, зовут Вьюга. Мы её не дрессируем, она — исключительно для души, ничего особенного не делает. Была у нас и кошка, но домашних кошек я не дрессировал. Когда она маленькая была, также как большие хищники, нападала сзади, видно, у всех кошачьих это в крови — нападать со спины.

— Бывали какие-то ЧП на манеже?

— Любое ЧП — это, прежде всего, ошибка дрессировщика. Я стараюсь не допускать таких ошибок, поэтому у меня, к счастью (суеверное «тьфу-тьфу-тьфу» через левое плечо — Прим.ред.), всего три раны: на руках и на голове. Тигры у меня все хищные. Мы полощем им рот специальным раствором, чтобы не развивался стоматит и другие зубные болезни. Чтобы провести эту гигиеническую процедуру, надо попасть тигру в рот этим раствором из специальной клизмы. Делать это надо очень внимательно, а я зазевался, нарушил границу, просунул руку дальше дозволенного… Доли секунды не прошло, тигрица — раз! — и лапой мне по руке. Реакции у тигров такие резкие, ни с чем не сравнить! У меня тоже хорошая реакция, но я не успел убрать руку — порвала. Руку зашили, через неделю я опять стал полоскать этой тигрице рот, она мне вторую руку порвала (смеётся — Прим. ред.). После этого стал внимательнее. А на голове шрам… Мы тогда работали с отцом, у нас был трюк — слон катал на себе тигра. Тигрица занервничала и пошла на слона спереди, а не сбоку, как надо, чтобы не напугать слона. И я вынужден был его собой перекрыть. Тигрица передо мной остановилась, сделала разворот и прыгнула через меня, используя мою голову как подставку! Я видел, как пролетает её пасть, белая грудь… Это всё — доли секунды, но за эти мгновения полжизни промелькнуло перед глазами. Потом я почувствовал, как на меня наступила лапа с когтями, они вонзились мне в голову… В этот момент я среагировал и расслабился. Если бы я дал тигрице упор, она сняла бы мне скальп. А я расслабился и упал — тигрица запрыгнула на слона. Осталась небольшая дырочка вот здесь в голове (показывает на макушку — Прим. ред.).

Инструктаж со своей труппой Мстислав проводит каждый день. Техника безопасности соблюдается строжайшим образом независимо от того, выступление это, или, как на фото Александра Зайцева, репетиция

— Бытует мнение, что цирк теряет популярность. Согласны?

— Никогда в жизни цирк популярности не потеряет. Цирк был, есть и будет. Это самое настоящее живое искусство. Во-первых, здесь нет фальши — нельзя под фонограмму сделать сальдо и обмануть зрителей, как это часто делают певцы. Во-вторых, российский цирк отличается от зарубежного преобладанием животных и дрессуры, а наш зритель это любит. В-третьих, сейчас стали делать хорошие сильные спектакли — цирк не отстаёт, развивается. В России много по-настоящему сильных коллективов, много продюсеров, которые, как и я, вкладывают свои собственные деньги в развитие циркового искусства. Например, у меня есть свой цирк-шапито вместимостью 1300 мест. Этим летом мы отработали города Уссурийск и Находка и увидели глаза зрителей из небольших городов, где никогда не бывал настоящий цирк: люди были просто в бешеном восторге, кричали, радовались! В следующем году я тоже планирую подобные гастроли: хочу показать людям, что настоящий цирк жив. Программа называется «Большой тур по малым городам России» — для тех, кто не может приехать на представление в большой город.

Кстати

Мстислав Запашный привёз в Екатеринбург 15 тигров. Ежедневно каждый из них съедает по 9–9,5 килограмма мяса (60 процентов говядины, 40 процентов конины). Так же в рацион входят 100–200 грамм свинины, яйца, молоко и вода. Фото: Александр Зайцев.

— В это турне войдут города Свердловской области?

— Да. Сейчас наш шапито законсервирован в Уссурийске на зиму, а где-то с мая начнём тур. Первыми городами станут Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Улан-Удэ и дальше в сторону Урала. Условие только одно: мы работаем в городах с населением хотя бы в 170–180 тысяч человек. Программа очень дорогая, содержу я её полностью сам и поэтому работать в совсем маленьких городах нам невыгодно. Но для людей из провинции настоящий цирк всё равно станет ближе: многим гораздо удобнее приехать в соседний крупный город, чем добираться до далёкого областного центра.

— На вашем сайте размещено предупреждение о мошенничестве. На вашем имени пытаются наживаться?

— Совершенно верно. В начале этого года в Тольятти был такой случай: под моей маркой пытались работать шарлатаны, зрители пришли и были разочарованы. Эта компания отработала два спектакля и сбежала, обманула людей. Мы с этим разбираемся. Два года назад в Бресте работал якобы «Цирк Мстислава Запашного», этих людей мы тоже ищем. К сожалению, шарлатаны есть.

Один из номеров Мстислава Запашного, который был представлен в Екатеринбурге: артисты стоят на крутящемся вокруг своей оси "Земном шаре", который подвешен на высоте почти десяти метров. Фото: vk.com

— Наоборот бывало? Когда люди не верили, что вы — это вы.

— Да, как раз когда я приехал в Находку (это были первые мои гастроли в своём цирке), многие не верили, что это на самом деле Запашный. И я даже выступал на местном телевидении, говорил, что мы действительно приехали и покажем настоящий цирк. Бывает, путают с братьями, потому что они чаще появляются на телевидении и постоянно находятся в Москве.

— Постоянные гастроли наверняка сказываются на обучении детей? Слышала, что вы в своё время 44 школы сменили.

— Да, полюс-минус две-три школы. Мои дети учатся точно так же, как и я когда-то: рядом с каждым цирком всегда есть школа, куда ходят цирковые дети. Со мной в Екатеринбурге сын и дочь, ходят в первый и второй класс. Работаем в городе месяц — значит, месяц тут учатся, работаем полгода — значит, полгода. Сейчас, правда, стало намного тяжелее. Раньше программа во всех школах была одна, за этим строго следили. А теперь… За этот учебный год мои дети уже третью школьную программу сменили, подстроиться непросто.

— Следующий после Екатеринбурга город — Нижний Тагил?

— Пока неизвестно. Планируем так, но получится ли — зависит от руководства нашей компании, а они в замешательстве. Очень много накладок. В эту сферу пришли люди непрофессиональные, незнающие искусство цирка. Непрофессионализм в отделе планирования гастролей «Росгосцирка» приводит, например, к тому, что в один город подряд приезжают три аттракциона с тиграми: Павленко, Нестеров, Запашный. Зритель привыкает и ему уже не так интересно — ну тигры и тигры. Должно быть какое-то разнообразие. Мы очень жестко поставили вопрос перед министерством культуры РФ о соответствии и доверии нашим руководителям. Прежде маршруты для всех цирковых коллективов разрабатывали опытные люди, которые знали, что это за труппы, в каких жанрах работают, с какими животными… Сейчас планированием занимаются люди, которые, к сожалению, ничего этого не знают.

— В каком состоянии, на ваш взгляд, сегодня находится российский цирк?

— Если взять все цирки России, то я бы дал оценку минус пять. Уволено очень много профессиональных директоров, которые знали своё дело. В итоге получается, как в Астраханском государственном цирке: артисты приехали на гастроли, работает программа, а новый директор вывешивает на цирковые афиши огромное объявление о распродаже шуб… и устраивает в цирке торговлю шубами. Для людей, которые живут цирком, это нонсенс. Конечно, так не везде. В прошлом году было отремонтировано несколько цирков, сейчас идёт реконструкция Новосибирского цирка. Из старых цирков у вас в Екатеринбурге — самый лучший. Это не красные слова: всё, что здесь сделано, сделано за счёт работы артистов и рвения директора.

Областная газета Свердловской области