Сейчас вылетит птичка

Пингвины очень редко смотрят прямо в камеру, поэтому фотографу пришлось очень долго выжидать момент, чтобы сделать этот редкий снимок. Фото: Гюнтер Рихли

Пингвины очень редко смотрят прямо в камеру, поэтому фотографу пришлось очень долго выжидать момент, чтобы сделать этот редкий снимок. Фото: Гюнтер Рихли

В Доме Метенкова открылась выставка лучших фотографий Международного конкурса фотографов дикой природы «Золотая черепаха». Участники из 77 стран целый год «охотились» за редкими кадрами зверей, птиц, насекомых, чтобы потом удивить ими весь мир. В итоге на конкурс было представлено более 10 тысяч работ. 150 лучших мы можем оценить своими глазами.

Когда заходишь в выставочный зал – будто попадаешь в другую среду обитания. У зрителя появляется возможность нырнуть в океан и увидеть там рыбок солнечников, которых можно запечатлеть только в зимние месяцы в Испании на большой глубине. После этого ты оказываешься маленьким, как богомол, и следишь за тем, как он чинно ползёт по мокрому стебельку, или становишься настолько огромным, что смотришь на медведя в Арктике как на равного себе.

Каждой природной зоне – своя номинация: «Подводный мир», «Микромир», «Пейзажи»…

– Мне ближе всего фотографии в номинации «Портрет животных», – делится старший сотрудник музея Артём Беркович, – фотографы, которые умеют так вглядываться в природу, дают нам возможность увидеть в этих животных, как ни странно, именно человеческие качества. Вот, например, потрет богомола – в природе это очень маленькое существо, а тут он предстал перед нами в человеческом размере, лицом к лицу (сказать «морда» тут как-то язык не поворачивается). Мы видим его глаза, выражение… И можем анализировать его так же, как привыкли анализировать лицо человека. Я не говорю уже о более интеллектуальных существах – кокетливом розовом дельфине или обнимающихся обезьянах, тут мы и вовсе смотрим в человеческие глаза.

«Пока ещё гадкий пингвинёнок» - а в будущем королевский пингвин - запечатлён на острове Южная Георгия. Сначала пингвинята боялись фотографа, поэтому автору снимка пришлось ждать не один час, пока они привыкнут к чужаку и любопытство возьмёт верх над осторожностью... Фото: Дмитрий Моисеенко

Сердце застывает, когда проходишь мимо фотографий, где со злым оскалом прямо в упор на тебя смотрит царь зверей – лев из кенийского заповедника Масаи-Мара. Но, как отмечают специалисты, снимать этих животных не так сложно, поскольку делаются эти кадры с автомобиля, в этом заповеднике хорошо развиты туристические маршруты, да и используют фотографы так называемые телевики, то есть длиннофокусные объективы.

Другое дело – запечатлеть бурого медведя на Камчатке. Да, там тоже заповедная зона, но инфраструктура совершенно иная. И если тот же лев обитает на открытой местности, то медведь всё больше в берлоге или на охоте среди ледяных глыб, и телевик тут не поможет – снимать нужно именно с близкого расстояния. Кстати, поэтому медведи на снимках чаще всего – рядом с рекой, тогда у фотографа есть хоть какая-то дистанция.

«Маленький мечтатель» снят в Национальном парке Серегенти в Танзании. Фото: Викторас Дубискас

Со времени проведения первой «Золотой черепахи» прошло уже восемь лет. И как говорят сотрудники музея, теперь мастера в своих работах делают уже совсем другие акценты. Всё меньше становится событийных фотографий, где, скажем, леопард гонится за антилопой. Сейчас, когда некоторые телеканалы круглыми сутками транслируют кадры из жизни диких животных, в этом просто нет надобности. Теперь мастера с большим вниманием относятся к инструментарию фотографического языка – это сложная работа со светом, оптикой, композицией. Это визуально более сложные фото. Поэтому в фотографиях сегодня вы увидите чуть меньше природы, но чуть больше искусства. И при этом, как всегда на «Золотой черепахе», – ни капли фотомонтажа.

Областная газета Свердловской области