Не любить родину – на частные деньги

Пока документ о фильмах, порочащих национальную культуру, ещё рассматривался, многие критики указывали, что «Левиафан» Андрея Звягинцева по формальным признакам не вправе претендовать на прокат в России. Кадр из фильма.

Пока документ о фильмах, порочащих национальную культуру, ещё рассматривался, многие критики указывали, что «Левиафан» Андрея Звягинцева по формальным признакам не вправе претендовать на прокат в России. Кадр из фильма.

19 января в СМИ появилась информация о том, что пункт постановления правительства о требованиях к фильмам для получения прокатного удостоверения, запрещающий выпуск на широкий экран фильмов, порочащих национальную культуру и создающих угрозу национальному единству, был отклонён.

Теперь по иронии судьбы большинство заголовков звучит так: «В России разрешили снимать фильмы, порочащие национальную культуру». И журналисты во многом правы.

Мотивацию тех, кто готовил документ, я вполне понимаю, поскольку хорошо помню ситуацию времён перестройки, когда можно было за казённый счёт пренебрегать государственными основами нашей страны. И это доходило до мазохистского самоупоения, а чем это всё закончилось – ни мне, ни большинству граждан страны, думаю, не понравилось. Поэтому, если есть охотники формулировать свою нелюбовь к родине, пускай делают это хотя бы на частные деньги.

Другой вопрос, как это постановление было бы исполнено. То есть кто и каким образом оценивал бы фильмы, перед тем как выпустить их в прокат. И, прочитав статью этого документа, я не нашёл ни механизмов, ни ссылки на административный или уголовный кодекс, где было бы чётко определено: здесь начинается национальная безопасность. Где проходит та самая грань? Будет ли разбитая матрёшка оскорблением чьего-либо национального чувства…

Кроме того, ни слова не было сказано и о том, что в экспертный совет, помимо чиновников, должны входить и представители творческих профессий – и сами кинематографисты в том числе. Считаю, что одно дело – это чиновник с его вкусами, а совсем другое – мнение авторитетно-экспертного сообщества. И если бы это всё было учтено, я бы, пожалуй, постановление поддержал.

Но получилось, что получилось. Нелепая ситуация, когда сначала мы о документе заикнулись, но после успеха «Левиафана» у международного сообщества от него отступились. Лучше было бы и вовсе промолчать. А если начал своё дело, то доводи его до конца и разъясняй свою позицию.

По поводу «Левиафана». У меня есть полное ощущение того, что коньюнктурная политическая составляющая сыграла не последнюю роль в шумном успехе этого фильма на зарубежных фестивалях. Происходи действие «Левиафана» в Венгрии или Саудовской Аравии, где произвол властей тоже имеет место быть, или, например, в Америке 30–40-х годов, что как раз соответствует истории, которая была положена в основу фильма, то не думаю, что он сыскал бы такой успех. Эта ситуация сродни триумфу бородатой женщины на Евровидении… А давайте закроем глаза и послушаем саму песню: голос не самый волшебный, мотив незапоминающийся.

В современной геополитической ситуации крайне важно дать флажок противоборствующей оппозиции. И наряду с признанием художественных достоинств произведения, я не отрицаю и этой задачи, которая выполняется с помощью вручения наград и премий.

Здесь роль играет наложение собственного политического опыта зрителя при просмотре фильма, а также то, принимает ли режиссёр правила игры, благодаря которым победа в престижнейших конкурсах становится менее затруднительной.

Я помню, как в своё время возносили иранских оппозиционных режиссёров, когда они мобильно снимали фильмы, на которых даже я, прости Господи, не смог высидеть. Сейчас в фаворе у мирового сообщества наше оппозиционное слово, а завтра, возможно, это уже будут мастера Китайской Народной Республики…

Областная газета Свердловской области