Картина, которая в огне не горит и в воде не тонет

Картина «Христос  и Закхей» (фрагмент)

Картина «Христос и Закхей» (фрагмент)

Сегодня в Екатеринбургском музее изобразительных искусств свердловчанам впервые представили отреставрированное полотно нидерландского художника XVI — XVII вв. «Христос и Закхей». Эта картина уникальна историей своего спасения — она пережила три пожара и одно затопление. И теперь, после нескольких реставраций, вернулась в родной музей.

История с Закхеем упоминается в Евангелии от Луки. Закхей — богатый человек, начальник мытарей. Когда Иисус проходил через его город, то последний, кто желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу, был Закхей. «Ныне пришло спасение...», — сказал Иисус мытарю. Это же сейчас можно сказать и о самой картине...

Любопытно, что история этой картины начинается с реставрации. На обороте холста указан 1887 год — но это вовсе не дата создания полотна, а год первой реставрации (рядом — автограф реставратора). Увы, точный год создания самого произведения, как и имя художника, пока установить не удалось — пока лишь известно, что живописец принадлежал к кругу знаменитого нидерландского художника Руланта Саверея. Также неизвестно, по какой причине картине потребовалась самая первая реставрация. Однако в Екатеринбургском музее ИЗО нас уверили: установить все эти данные возможно, просто раньше никто не занимался этим вопросом.

  • Комментарий
  • Ольга Горнунг, заведующая отделом отечественного и современного искусства:
  • — Работ такого уровня в нашем регионе больше нет. Это старинная нидерландская живопись конца XVI века. По горизонтали картина достигает почти двух метров, изготовлена она была на деревянной основе, состыкованной из трёх досок, а это значит, что заказывал картину очень состоятельный человек. Сегодня, конечно, можно только догадываться, как она выглядела первоначально. Но даже сейчас — после стольких разрушений — это действительно первоклассный уровень.

Известно, что изначально полотно находилось в коллекции князя Никиты Дундукова в имении «Глубокое» в Псковской губернии, где в 1908 году случился большой пожар. По свидетельству историков, коллекцию картин чудом удалось вынести из пылающего дома и перевезти в другую усадьбу — «Хмелита» в Смоленской губернии, где полотно находилось до 1917 года.

После революции 1917 года картина оказалась на Урале. В Свердловскую картинную галерею работа поступила уже в разрушенном состоянии. Но на этом беды её не закончились. В 1983 году фондохранилище музея из-за ливневых вод было затоплено, произведение снова пострадало и было признано аварийным. После чего картину законсервировали и отправили в Москву — во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Игоря Грабаря — спасать. В столице Урала в тот момент своей реставрационной мастерской не было. Казалось бы, уж там произведению искусства ничего не угрожает.

Но… только представьте — уже в реставрационном центре памятник живописи пострадал ещё от двух (!) пожаров. Первый произошёл в 2006 году. Снова реставрация. В 2010 году полотно опять оказалась в огне — растянутое на рабочем подрамнике и лежащее на столе произведение было залито водой и пеной для тушения пожара. Покрытие спасло картину от обгорания, но повредило красочный слой. И в очередной раз полотно оказалось на столе реставратора.

Картина «Христос и Закхей» в процессе реставрации и после нее.

В апреле 2014 года картину «Христос и Закхей» впервые представили публике, она стала одним из основных экспонатов выставки «Сохраняя культурное наследие»: Живопись и графика старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ имени академика Грабаря». На выставке его представляли, прежде всего, как уникальный экспонат, который смогли отреставрировать даже после стольких приключений. Сейчас картина вернулась в Екатеринбургский музей. Что ж, остаётся надеяться, что больше с ней ничего не случится…

Удивительно, что даже пережив столько бедствий, картина по-прежнему представляет высокую художественную ценность.

Областная газета Свердловской области