Быть на высоте

... Екатеринбург, 2014 год. Взгляд Антона Федорченко

... Екатеринбург, 2014 год. Взгляд Антона Федорченко

Вчера, 20 февраля, в фотографическом музее «Дом Метенкова» открылась выставка «Воздух-Земля: Екатеринбург с высоты полёта птиц».

Посмотреть на Екатеринбург «свысока» впервые попробовал Вениамин Метенков – в 1890 году он поднялся на колокольню Екатерининского собора и снял целую серию снимков – вид на Покровский проспект, Уктусскую улицу, Тарасовскую набережную и северо-восточную часть города.

Екатеринбург, 1890 год. Взгляд Вениамина Метенкова...

Позже в 30-е годы, когда многие храмы снесли, а конструктивистские «высотки», наоборот, начали возводиться – фотографы вели съёмку уже оттуда. Самую первую аэрофотосъёмку нашего города сделал московский фотограф Виктор Тёмин. Кадры эти нерезкие, поскольку фотографам в то время трудно было зафиксировать аппарат в самолёте, да и объективы были ещё не те…

Тогда, в начале ХХ века, это были скорее экспериментаторские попытки запечатлеть город с высоты птичьего полёта. Главная цель этих первых фотодокументалистов и заключалось в том, чтобы показать, как выглядел их город – нам, потомкам.

... Свердловск, 1930-е годы. Взгляд Виктора Тёмина...

Что касается современной аэрофотосъёмки, то это уже полноценный жанр художественной фотографии. Так, на выставке представлены работы Антона Федорченко, который уже несколько лет делает фотопанорамы Екатеринбурга.

Конечно, в Сети сегодня можно увидеть массу фотографий с рассветами и закатами на фоне пейзажей нашего города. Но Антон и его напарник – Тарас Шевченко – подошли к этому делу, пожалуй, куда основательнее других. Дело в том, что Тарас моделирует и проектирует не­обычные летательные мультироторные аппараты, которые поднимают камеру в небо. А уже Антон, в свою очередь, колдует над тем, чтобы разогнать из небольшого кадра (таковы возможности этих камер) достойное чёткое изображение.

– Задумался об аэрофотосъёмке я ещё в 2010 году, – рассказывает Алексей Федорченко, – когда увидел документальный фильм фотографа дикой природы Яна Артюса-Бертрана и режиссёра Люка Бессона «Дом», полностью сделанный с использованием аэросъёмки. А через два года я познакомился с Тарасом – и мы наконец-то смогли воплотить этот проект в жизнь…

Комментарий

Алексей Кунилов, заведующий сектором фотокорреспондентов «ОГ»:

– Важно понимать, что аэрофотосъёмка с какой-то научной целью – это техническая фотография. А вот съёмка города, в том числе и работы, представленные на этой выставке – это искусство. Нужен определённый свет, определённая погода, и это всё подбирается методом проб и ошибок, чтобы лучше выявить архитектуру города. Так что это, безусловно, художественная фотография. Особенно, конечно, про Вениамина Метенкова нужно сказать: во-первых, до него подобным никто не занимался – в то время вообще мало какие фотографы выходили из студий, соответственно, ему пришлось настраивать технику с учётом света, ветра, погодных условий, высоты. Во-вторых, это сейчас всё легко – сделал за несколько секунд тысячу кадров, потом сиди, выбирай. У него же каждый кадр был на счету. Ну и не забывайте, что он снимал с колокольни Екатерининского собора. Интересно, как он туда свой фотоаппарат поднимал…

Сам я тоже пробовал снимать с высоты. Признаюсь, это непросто – на разной высоте по-разному дует ветер, свет по-разному падает. Даже если герои сегодняшней публикации и не сами поднимаются в воздух, а пускают летательный аппарат, это задачу не сильно упрощает: нужно следить по мониторам, «ловить» удачный ракурс, нужную высоту, выстраивать композицию. Потому что просто красивой картинкой с высоты уже никого не удивишь. Это должно быть действительно на высоте – во всех смыслах.

Областная газета Свердловской области