В музее истории Екатеринбурга в рамках локального малоформатного фестиваля современного танца участники представили три премьерных спектакля

Молодые танцоры показали три мини-спектакля: «Алгоритм. Анаморфозы. Аномалии», «Легенда о бабочке» и «Illumpen». Каждый из них затрагивает вечные проблемы и по-своему пытается их объяснить.  Фото Алёны Комаровой.

Молодые танцоры показали три мини-спектакля: «Алгоритм. Анаморфозы. Аномалии», «Легенда о бабочке» и «Illumpen». Каждый из них затрагивает вечные проблемы и по-своему пытается их объяснить. Фото Алёны Комаровой.

Фестиваль называется «локальным», поскольку является частью малоформатного фестиваля современного танца. Все танцоры проекта — из Екатеринбурга, они уже известны по работе с такими коллективами, как «Провинциальные танцы», «Киплинг» и творческой группой «Арт-фабрика».

Борьба физики и лирики

Первый спектакль — «Алгоритмы. Анаморфозы. Аномалии» — встретил зрителей белой сценой. Полиэтиленовая плёнка и белая ткань стали полом и стенами «сцены». На ней — простые лампочки, обвёрнутые белой бумагой, и длинные листы кальки, висевшие на леске. Танцовщицы Екатерина Жаринова и Ольга Севастьянова, одетые в просторные белые платья, были похожи на древнегреческих богинь.

Идея спектакля — исследовать связь между танцем и математикой. Девушки уверены, что эти две совершенно разные области пересекаются. Позже и зрители начинали в это верить, когда участницы в танце показывали движения-функции.

В спектакле рациональность не побеждает чувственность. Постепенно из математических формул рождался хаос, и девушки начинали разливать яркую краску на формулы. Они доказывали, что точные науки и творчество могут слиться. В тишине танцовщицы в прямом смысле рвали «сцену». В творческом порыве они срывали бумагу и оборачивались в неё. Так хореографы объясняли зрителям, что математика и танец могут существовать в гармонии друг с другом.

Тайна бабочки

Для того, чтобы увидеть второй спектакль «Легенда о бабочке», зрителям нужно было развернуться на 180 градусов. После светлой сцены гости вдруг переместились в мрачную загадочную обстановку. Музыкант Евгений Толстых экспериментировал со звуком — он соединял живую музыку с фонограммой. Евгений создавал удивительную музыку — от африканских и арабских мотивов до имитации биения сердца и битбокса (способ создания музыки при помощи голоса и рта).

Дополнял всё это видеоряд, элементы которого, кажется, никак не были связаны между собой. На проекторе были сцены сражения войны 1812 года, полёт воздушного шара, архитектура различных стран. Но главной на сцене, конечно, была Ирина Набиева, которая олицетворяла всё, что происходило на сцене в танце. Девушка полностью отдавала себя музыке. Её танец не был цепочкой заученных движений, это было абсолютное слияние музыки и тела. Она танцевала совершенно свободно, раскованно, с закрытыми глазами, чувствуя каждый переход. Спокойствие не-ожиданно сменялось драйвом и даже безумием.

После выступления у зрителей остался один, пожалуй, самый главный вопрос — почему «Легенда о бабочке»? Не совсем полно и понятно была раскрыта идея спектакля. Показалось, что все собравшиеся прониклись чувственностью исполнения, но так и не узнали легенды.

Поток иллюмпенского сознания

Самым неоднозначным и немного сумбурным показался спектакль «Illumpen». Автор и исполнитель Андрей Захаров пытался объяснить: «Иллюмпен — придуманное слово-оксюморон. Иллюминат — это просвещённый человек, а люмпен — деклассированный элемент, маргинал. Если два этих мира пересекутся в одной личности, то последствия непредсказуемы». И действительно, происходившее на сцене шокировало непредсказуемостью и нелогичностью.

Сначала вышел танцор, лицо которого скрывал платок, а рот был перевязан верёвкой. Под жуткую музыку он ходил по маленькому залу кругами и издавал нечленораздельные страшные звуки. В каждом движении чувствовались отчаяние и страдание. После двадцати минут «слепоты» танцор в тишине снял с себя платок, повязал на голову другой и надел белую майку. Предстал совершенно другой человек — более нахальный и немного жестокий.

Андрей пел народные песни, танцевал странные танцы и произносил философский монолог. Неожиданно танцор-актёр взял стекло и начал рисовать на нём три известные буквы — «МММ» — практически символ России в 90-х. Рядом при помощи восковых мелков появились и цвета знакомого триколора. В заключении он взял это стекло и вырезал из него пирамиду, которую обвязал чёрным платком.

Пожалуй, сущность всей страны танцор высказал в риторической фразе, после которой и добавить нечего: «Одни качают нефть, другие спиваются, а третьи — танцуют».

Областная газета Свердловской области