Три века Филатовых

На снимке Николай Трефильевич со своей второй женой Федосьей Ивановной и двумя дочерьми – Надеждой, героиней нашей публикации (слева), и Марией (справа). Фото: Н.Т. Филатов

На снимке Николай Трефильевич со своей второй женой Федосьей Ивановной и двумя дочерьми – Надеждой, героиней нашей публикации (слева), и Марией (справа). Фото: Н.Т. Филатов

В редакции раздался звонок: «Здравствуйте, в вашей публикации про семью Филатовых («Боец невидимого фронта» от 25 февраля 2015 года) вы рассказали о том, что родственников Николая Николаевича сотрудники музея не нашли, а я его родная сестра… Наверное, про меня и не знают. Из десяти детей в семье в живых осталась только я…»

Надежда Воронина (в девичестве Филатова) действительно является родной сестрой военного фотографа Николая Филатова и дочерью первого фотографа в Старой Утке – Николая Трефильевича Филатова. С XVIII века Филатовы считались лучшими на Урале иконописцами… Об этой семье мы уже рассказывали – но, опираясь на музейные архивы. Поэтому, не раздумывая, отправились к Надежде Николаевне в гости. Ей 85 лет, но её память сохранила всё до мельчайших подробностей.

Одна из лучших работ Трефилия и его жены Елены – икона «Утоли моя печали» (1870-е), оформленная в шитый оклад. Была украдена.

– Несмотря на то что наш дед Трефилий был одним из самых знаменитых на Урале иконописцев, Филатовы никогда не были фанатиками, – рассказывает Надежда Николаевна. – Ну представьте себе – заниматься светописью или фотографией тогда было грехом. Считалось, что это бесовское изображение, но Трефилий разрешил сыну Николаю купить фотоаппарат. А перед этим он ему – единственному в Утке! – купил велосипед. Дед не был старообрядцем, который только Богу молится, он шире смотрел на мир. Даже получил должность уездного депутата – всегда ездил на собрания, выступал…

К этой семье всегда тянулись самые интересные люди – их современники. В 1886 и 1887 годы в Старую Утку приезжал писатель Мамин-Сибиряк и останавливался он как раз в доме Филатовых на Барановой улице. Дмитрий Наркисович тогда создавал цикл очерков «Бойцы», а из Старой Утки в те времена отправляли караваны с железом по реке Чусовой. С этим было связано много интересных историй, о них-то и выспрашивал Дмитрий Наркисович у Трефилия. А на память и в благодарность за помощь подарил Филатовым своё фото с дарственной надписью. После чего Трефилий и отправил сына учиться фотоделу к самому Вениамину Метенкову…

Всего Филатовыми было составлено более 20 семейных альбомов, где описана богатая родословная их династии. Часть из них хранится дома у Надежды Николаевны. Фото: Наталья Шадрина

Надежда Николаевна появилась на свет уже в 30-м году и хорошо помнит знаменитое фотоателье отца…

– Папа таким образом кормил всю семью – шестеро детей от первого брака и четверых детей от второго брака. В детстве он учился иконописи в Невьянске, и одна из икон «Сошествие во ад» даже была удостоена бронзы на выставке Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Но после 1918 года заниматься иконописью было строго запрещено. Папа работал лоцманом – сплавлял баржи по Чусовой, а с 1922 года занимался исключительно фотографией. Поэтому в нашем большом доме весь второй этаж был отдан под фотоателье. Там была техника – станок для ретуши, фотоаппараты: сначала большой деревянный аппарат на треноге, потом гармошкой, потом модели современнее – всё покупали у Метенкова… Конечно, не было искусственного света, но было огромное окно, которое и позволяло производить съёмку. Ещё, помню, были декорации – полотнища разрисовывали художники, которые к нам приезжали.

Николай Трефильевич фотографировал не только дома: запечатлел он наводнение на Чусовой, плотины, сплавщиков, заводские корпуса, пристань, баржи и знаменитые скалы «Бойцы» снял прямо с воды.

Но деньги приносила, конечно же, съёмка в ателье – люди со всей округи приходили к единственному фотографу, чтобы сфотографироваться на паспорт и другие документы. Филатовы стали незаменимыми.

– Расплачивались – кто чем мог, – вспоминает Надежда Николаевна, – кто молоком, кто яйцами, а кто сеном… Однажды к нам пришёл милиционер, который жил в соседнем доме – отец сфотографировал и как со всех попросил с него плату, ведь ему нужно было кормить семью. Милиционер же ответил, что его обязаны фотографировать бесплатно. И пригрозил, что наша семья его ещё вспомнит… Так и вышло. Однажды папа поехал на три дня фотографировать, как делалась просека под телеграфные столбы. В этот момент тот милиционер написал на него жалобу, якобы он уехал к своим старообрядцам на собрание против советской власти. А это был 1937 год. Спустя какое-то время, приехал чёрный воронок и отца увезли в Екатеринбург под стражу. Вот там-то, не поверите, Николай Трефильевич и познакомился с Павлом Петровичем Бажовым, который тоже находился под подозрением. Позже, когда вся эта история утряслась, они стали хорошими знакомыми, и отец ездил к Бажову в гости, так была сделана знаменитая фотография, которую «Областная газета» уже публиковала… Кстати, папу ведь тогда забрали на целых полгода. Чтобы прокормить семью, мама сама взялась фотографировать… В то же время к нам в дом прислали молодого человека, который на протяжении недели смотрел за тем, как мы живём. Удостоверившись, что та жалоба была лишь наговором, он ходатайствовал, чтобы отца отпустили.

...Мы с Надеждой Николаевной листаем семейные альбомы. За каждым снимком – отдельная история: почти каждый представитель династии занимался иконописью и фотоделом, также были среди них художники, музыканты, резчики по дереву… Нас же особенно интересовало, как сложилась жизнь героя нашей предыдущей публикации – Николая, военного фотографа, брата Надежды.

– После войны Николай работал оператором на Свердловской киностудии. Когда шла съёмка фильма «Пора таёжного подснежника» Ярополка Лапшина, ему приходилось работать стоя в холодной воде, после этого Николай и заболел. И через год ушёл из жизни… Кстати, спустя несколько лет после смерти брата, я подошла к Лапшину в Доме кино, спросила у него: помнит ли Николая? Ярополк Леонидович отозвался о нём как об очень талантливом операторе и посетовал, что тот слишком рано ушёл из жизни.

Жизнь самой Надежды Николаевны не менее интересна: вспоминала она и своё счастливое детство, и то, как к ней сватались женихи, и дорогие сердцу стихи любимого мужа, которые он написал для неё заранее, чтобы прочесть в день бриллиантовой свадьбы. Но не до жил совсем чуть-чуть…

– Сама я фотографией никогда не занималась: зачем? У меня и отец, и муж, и братья – все фотографы. Работала конструктором на химическом заводе. И ещё – на протяжении 50 лет пела в хоре…

Областная газета Свердловской области