«Зачем столько усилий, чтобы проиллюстрировать сексуальную жизнь?»

В этом году в афише фестиваля «Браво!» наиболее широко были представлены танцевальные спектакли. Из шести работ - четыре относятся к жанру контемпорари (современная хореография). Екатеринбург в последнее время всё чаще называют столицей современного танца, но после просмотра танцевальных постановок в рамках «Браво!» у зрителей осталось довольно много вопросов, и пожалуй, главный из них — а не переоценили ли критики, составляющее фестивальную афишу, спектакли? А заодно и наши зрительские возможности…

Жанр контемпорари неподготовленной публике воспринимать непросто. За красивыми, точными, порой за гранью возможностей человеческого тела движениями, нужно уметь видеть скрытый смысл, идею, уловить аллюзии, в конце концов начать фантазировать вслед за режиссёром… Но это если в постановку всё перечисленное заложено. Одна из самых популярных тем в контемпорари-дансе на протяжении последних лет — метание человека в столь сложном и жестоком современном мире. И, как оказалось, большинство номинантов «Браво!» от этой традиции отступать не стали. И, естественно, столкнулись с главной проблемой — в столь избитой теме сказать новое слово.

И не лучшим примером в этом смысле является спектакль «Растворяюсь, растворяюсь» екатеринбургской танцевальной компании «Окоём». Их современный человек пытался бороться с информационными потоками за свою индивидуальность. Вместо музыки — лишь шумы радиоприёмника, который периодически ловит то выступление Владимира Путина, то западные радиостанции, то песни Людмилы Зыкиной. В кульминации актёры скотчем «плетут» информационную паутину, в которой оказываются пойманными сами. И по теме, пожалуй, всё. До половины спектакля я изо всех сил пыталась домысливать и искать эти самые аллюзии, а потом просто расслабилась и смотрела на прекрасные танцы профессиональных артистов.

Хуже дела обстояли на спектакле «InTime-2» танцевальной компании «Данс-театр», хореографом которого является знаменитый Пал Френак. Его работы - это всегда выразительные сексуальные движения и откровенная чувственность. Но в этот раз люди просто уходили из зала, не дожидаясь финала. Нет, их не шокировало, что со сцены с ними говорят о сексуальных отношениях. Просто выглядело это пошло, банально и неинтересно.

В программке говорится, что это спектакль об отношениях — делится своим впечатлением Ирина Яськевич (Новосибирск), театральный критик, член жюри «Браво!», - но именно их то я и не увидела. Если только сексуальный контакт считать отношениями. В советское время это называлось «мелкотемьем». Не понимаю, зачем было тратить столько времени и усилий, чтобы просто проиллюстрировать сексуальную жизнь современного человека? Очень поверхностная работа, а мы ожидали, что будет высказывание…

Хотя «Данс-театр», впрочем как и танцевальную компанию «Окоём», не в коем случае нельзя обвинить в непрофессионализме — танцоры показывают чуть ли не акробатическое мастерство, хореография тоже на уровне.

Но помимо того, что им не удалось удачно раскрыть выбранные ими же темы, в этих постановках нет главного — театра.

И в этом отношении выигрышнее смотрится вторая половина спектаклей.

Например, постановка «Мера тел» екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы». Этот спектакль Татьяна Баганова поставила совместно с режиссёрами инженерного питерского театра «Ахе» — Максимом Исаевым и Павлом Семченко. Перед нами танец — не танец, спектакль — не спектакль, а знаменитый сон Менделеева… Артисты работают на пределе своих возможностей, при этом их то помещают в огромные колбы с непонятной жидкостью, то чем-то посыпают, то обливают сверху водой. Сценография и декорации завораживают — инженерный театр в действии. Это эффектное, но при этом и очень агрессивное искусство — как для артиста, так и для зрителя. Зато не скучно, зато как на других данс-спектаклях не хочется спать или думать о своём…

Был театр и на спектакле «Грамматика одного движения» эксцентрик-балета Сергея Смирнова. В либретто написано: «Сборник трогательных танцевальных историй о «человеке из Зазеркалья». Предельно запутано, и максимальная свобода для фантазии зрителя. Это небольшие хореографические портреты-зарисовки артистов балета, и они действительно не просто танцуют, а играют, живут каждый в своей истории. Спектакль сделан с большой иронией, и какой-то трепетной нежностью. Достойны восхищения соло Татьяны Брызгаловой и Ашота Назаретяна.

Но не один из этих данс-спектаклей, к сожалению, не оставил такого послевкусия, чтобы вернуться домой, размышлять, додумывать, а потом купить билет и пересмотреть его вновь.

Комментарий

Лариса Барыкина, музыковед, член жюри национальной театральной премии «Золотая Маска», член жюри фестиваля «Браво!»

- Критики в этом году для афиши не скупились, потому что хотели представить мир екатеринбургского современного танца таким, какой он есть, а он на самом деле очень разный. У всех представленных спектаклей есть главное — они профессиональны. Как в исполнительском плане, так и в постановочном. И каждый может найти что-то себе по вкусу, но при этом каждый может сказать — «это не моя чашка чая».

Областная газета Свердловской области