«Главная сцена наших ансамблей — окопы и полигоны»

Фестиваль только-только закончился, а ансамбль ЦВО, по словам его начальника Антона Шолохова, уже начал разрабатывать концепцию новой программы — для фестиваля будущего года. Фото: Владислав  Белогруд

Фестиваль только-только закончился, а ансамбль ЦВО, по словам его начальника Антона Шолохова, уже начал разрабатывать концепцию новой программы — для фестиваля будущего года. Фото: Владислав Белогруд

В минувшие выходные в Екатеринбурге завершился II Всеармейский смотр-конкурс ансамблей Вооружённых сил РФ, в котором приняли участие 14 коллективов. Гран-при конкурса достался ансамблю песни и пляски Центрального военного округа. После гала-концерта мы побеседовали с его начальником — капитаном Антоном Шолоховым.

— Антон Михайлович, чтобы наши читатели понимали, поясните, какова значимость этого фестиваля?

— В нашем жанре серьёзнее не бывает. У него несколько архаичное название, но здесь принимают участие все творческие коллективы, которые есть в структуре Вооружённых сил России. Первый фестиваль прошёл в Москве в прошлом году. При предыдущем министре, когда у нас было сокращение Вооружённых сил, ансамбли песни и пляски тоже были как-то нивелированы… А сейчас, с приходом Сергея Шойгу, это всё поднимается. Только представьте, мы ведь лишь год назад все друг друга увидели! До этого мы были обособленными коллективами, которые варились в собственных географических точках. Начальники-то общались, а вот чтобы мы привезли все коллективы в одно место — это всего второй раз.

— Второй раз — и уже в Екатеринбурге. Тут система как на «Евровидении» — кто победил, тот и принимает гостей?

— Ну нет (улыбается). В прошлом году мы стали лишь лауреатами в номинации «Театральное решение концертной программы», и если не лукавить — это далеко не призовое место. Просто после Москвы и Петербурга, как правило, фестивали едут либо в Казань, либо в Екатеринбург. И потом у нас здесь штаб ЦВО, а Окружной дом офицеров — одна из лучших площадок в стране…

— Практически утешительная номинация в прошлом году и Гран-при — в нынешнем… Что такого нужно было сделать, чтобы обойти всех конкурентов?

— Без лишней скромности скажу: всё — от начала и до конца. Мы делали программу в течение всего года. И для меня, и для артистов это был, говоря спортивным языком, матч-реванш, который удался. Самыми сильными нашими соперниками стали коллективы Западного военного округа и Черноморского флота. Кстати, руководителя черноморского коллектива — Илью Колесникова — я знаю с 15 лет, мы вместе учились в суворовском музыкальном училище, дружим до сих пор. И классный у них был концерт. Танцевальный номер «С лёгким паром» мужской балетной труппы вообще произвёл фурор у публики. Но были и у того, и у другого ансамбля если не слабые места, то не совсем готовые моменты. Мы же получили свой лечебный укол ещё год назад — и подготовились не на шутку, всё предусмотрели. И потом, мы действительно отличаемся от других коллективов средним возрастом артистов, репертуаром. У нас есть традиционные произведения, но мы всегда находимся в творческом поиске. Конечно, не всегда угадываем, но кто не рискует…

— То есть, грубо говоря, от традиционного искусства вы переходите к эстраде?

— Не совсем так. Давайте разберёмся, что в данном случае традиционное искусство. Первые ансамбли песни и пляски создавались в 30-е годы прошлого века. И тогда ансамбль имени Александрова был мегакреативным — они не исполняли произведения Глинки или Мусоргского, они брали сочинения композиторов своей эпохи, и считались очень продвинутыми по сравнению с академическими учреждениями. А потом это переросло в так называемый «ансамблевый» музыкальный жанр. У него появилась своя публика. Далее была Великая Отечественная война — и на песнях, посвящённых Победе, воспитывалось следующее поколение. Но уже сколько времени прошло… И ансамбль имени Александрова сегодня воспринимают как академический, который хранит традиции. Но это не значит, что каждый концертный коллектив Вооружённых сил должен прикрывать хранением традиций отсутствие творчества. Вот для чего нужны ансамбли песни и пляски? Ведь такие фестивали единичны. Ну, есть ещё праздники — День Победы, 23 февраля… Но вот сейчас начались учения — и поехали концертные бригады по полигонам и окопам. Вот где настоящая работа ансамблей. Не на городских площадках, а там, где войска. Наш главный зритель — солдат, и для него наш творческий поиск — для того, чтобы солдату было интересно. При этом мы несём и воспитательную функцию, поэтому просто не имеем права скатиться до банальной попсы. Мы применяем и элементы эстрадного жанра, и джаза, рока. Но всё это пытаемся синтезировать так, чтобы никто другой за нами не смог это повторить…

Областная газета Свердловской области