Конструктивный разговор

Спортивный комплекс «Динамо», построенный на берегу Городского пруда, напоминает корабль  и является, пожалуй, самым романтичным из всех конструктивистских зданий Екатеринбурга. Фото: life-list.ru

Спортивный комплекс «Динамо», построенный на берегу Городского пруда, напоминает корабль и является, пожалуй, самым романтичным из всех конструктивистских зданий Екатеринбурга. Фото: life-list.ru

Сегодня в Екатеринбурге стартует проект «Дни конструктивизма на Урале». Три дня архитекторы области и страны будут проводить лекции, экскурсии, «круглые столы», встречи – и всё это о знаменитом музее конструктивизма под открытым небом – или попросту об уникальной архитектуре нашего города и области, аналогов которой сегодня уже почти нигде нет.

Участники масштабного проекта преследуют серьёзные цели – убедить горожан в том, что, во-первых, конструктивизм – главный бренд нашего города, а во-вторых, что у екатеринбуржцев появилась новая миссия – во что бы то ни стало памятники конструктивизма сохранить. Мы, в свою очередь, пригласили к диалогу архитекторов и представителей общественности и поинтересовались у них: а так ли на самом деле должно выглядеть лицо Екатеринбурга?

ТОП-5

Лучшие здания Екатеринбурга в стиле конструктивизма, по мнению экспертов «ОГ»:

  • «Городок чекистов» (квартал улиц Ленина – Луначарского – Первомайская – Кузнечная). 1929–1936 гг. Комплекс зданий состоит из 14 корпусов, включая одиннадцатиэтажную гостиницу «Исеть». Архитекторы: И.П. Антонов, В.Д. Соколов, А.М. Тумбасов
  • Бывшее здание Свердловского областного суда (Малышева, 2). 1932 г. Здание являлось составной частью так называемого «Городка юстиции». В 1936 году, когда начались гонения на конструктивизм, это здание признали одним из лучших в архитектуре всего города. Архитектор: предположительно С.Е. Захаров.
  • Спортивный комплекс «Динамо» (восточный берег Городского пруда). 1934 г. Здание по форме напоминает корабль. В состав комплекса входят стадион с трибунами и Дом физкультуры. До строительства в 1956 году Центрального стадиона именно здесь проводились различные всесоюзные и городские спортивные соревнования. Архитектор: В.Д. Соколов.
  • Жилой комплекс «Дом Уралоблсовета» (Малышева, 21). 1930–1933 г. Этот дом построен как эксперимент для отработки стандартов индустриального домостроения, квартиры («жилые ячейки») в нём были многоуровневые. Архитекторы: М.Я. Гинзбург, П.А. Пастернак, С.Л. Прохоров.
  • Главпочтамт (Ленина, 39). 1933 г. Здание было построено как «Дом связи». Архитекторы: К.И. Соломонов, В.Д. Соколов.

Леонид Смирнов, архитектор, профессор УралГАХА, член Союза архитекторов России, автор книги «Конструктивизм»:

– Я давно занимаюсь конструктивизмом, и мне нередко приходится общаться с коллегами из других городов и стран. Так вот все они приезжают в Екатеринбург, чтобы своими глазами увидеть здания свердловского конструктивизма. Я часто вожу для них экскурсии, и однажды француз мне сказал: «Вам есть чем гордиться, да, у нас есть Эйфелева башня, но ваша архитектура ничуть не хуже». Ценность нашего конструктивизма в первую очередь в том, что за рубежом и в европейской части нашей страны практически все памятники конструктивизма во время войны и позже были уничтожены. А у нас вот до сих пор держатся. Это действительно наш бренд. Бренд, который сегодня нужно охранять и восстанавливать. Но если в Екатеринбурге за этим хоть как-то следят, то в области люди вообще не знают, что ходят мимо уникальных памятников. Это жилые дома, архитектурные ансамбли, клубы. С клубами отдельная история. Их строили во всех провинциальных городах. Это были центры общения, политического и идеологического воспитания – тренд того времени. Сегодня об этом, к сожалению, забыли – их переделывают или вовсе сносят. И один из первых таких клубов был построен в Серове – он и по сей день носит название «Клуб металлургов». В Нижнем Тагиле уникальные постройки находятся в районе Красный Камень, в Каменске-Уральском – это комплекс «Городок алюминщиков».

Андрей Молоков, член Союза архитекторов России, один из авторов проекта «Антея»:

– Конструктивизм можно считать лицом и брендом Екатеринбурга как минимум потому, что в городе сохранилось много зданий в этом стиле. И не замечать их нельзя. Архитектура – это летопись города. И конструктивизм, и «хрущёвки», и «брежневки», и «сталинки», и сегодняшние постройки. Их нужно сохранять, но сохранять умно и выборочно, при этом модернизируя под те функции, которые больше всего подходят зданию и необходимы городу. Многих удивляет большое количество конструктивистских построек, являющихся памятниками архитектуры. Но ведь дело не только в их историческом значении – каждое здание по-своему уникально. Массовая застройка 30-х годов также содержит элементы конструктивизма. Но таких бараков достаточно много и, конечно, никто не ратует за их сохранение, они не охраняются государством.

Я знаю, что сейчас некоторые туристы приезжают в наш город, чтобы взглянуть на здания в стиле конструктивизма. Хотя фотографироваться, например, на фоне «Белой башни» достаточно грустно.

Алёна Азёрная, художница, член Союза художников России:

– Несколько лет назад я была на выставке современного искусства в Нью-Йорке, так вот конструктивизм там был представлен только Екатеринбургом – согласитесь, это о многом говорит. Это не значит, что сейчас нужно всё бросить и начать застраивать город только в этом стиле. Но те здания, которые есть, надо поддерживать.

Борис Долинго, писатель-фантаст:

– Я помню, что уже в советские времена на значках и рисунках о Свердловске (конечно, тогда их не называли логотипами) размещали здания гостиницы «Исеть», комплекса «Динамо»… Поэтому конструктивистские здания безусловно являются брендом города, причём давно. В них чувствуется веяние времени, когда развитие общества определялось глобальной индустриализацией, культом промышленности и техники. Понятно, что невозможно все старые здания сохранить. Как бы их ни реставрировали, они ветшают. Но наличие таких построек в городе – это как сохранившаяся в квартире вещица от бабушек и дедушек. Поэтому, как мне кажется, важно разумно и взвешенно, учитывая все нюансы города, исторически ценные здания (будь то конструктивизм или барокко) сохранять. Лучший способ для этого – оставлять внешнюю оболочку зданий, при этом полностью перестраивая их внутреннюю часть. Нечто подобное я видел в Испании, где за старыми фасадами скрывается современная начинка.

Областная газета Свердловской области