Книга-судьба: «Конёк-Горбунок»

  • Римма Копытова, техник-механик холодильного оборудования, ныне — пенсионерка, г.Екатеринбург:

— В войну мой родной Ленинград по полной хлебнул ужасов блокады. Мы, дети, тоже. Бомбёжки, холод, голод. Блокадного пайка — 125 граммов хлеба — постоянно не хватало. Булочную разбомбили. И вот вспоминаю: лежим мы с сестрой в какой-то чужой комнате (до этого и в наш дом попала бомба). В шубках, под ватным одеялом, но всё равно холодно. Хочется есть, но нечего. Лежу и глаз не свожу с книжной полки. А книг много! В этой комнате раньше жил молодой человек. Он ушёл на фронт…

Взгляд мой особенно привлекла одна книга — в ярком переплёте. Захотелось взять в руки, почитать. А сил встать нет. Кое-как сползла. От кровати — к столу. От стола — к стулу. Отдышалась — и добралась до книги. «Конёк-Горбунок»! Мгновенно вспомнились довоенные впечатления. Читать я любила с детства. В шесть лет уже одна ходила в соседний дом, в читальный зал на втором этаже, куда вела широкая лестница, перила с красивыми балясинами. Очень любила я русские народные сказки, сказки Пушкина и ершовского «Конька-Горбунка». Помню, ходили и в кинотеатр на фильм «Конёк-Горбунок». Как заворожённая смотрела я эту картину. Дух захватывало, когда Иванушка на Коньке-Горбунке летел высоко над пшеничным полем… Всё это в одно мгновение промелькнуло в памяти, когда я увидела знакомую обложку. Но когда открыла книгу, я… закричала. От удивления и неожиданности. То, что я увидела внутри, было чудом! В книге лежала шоколадка…

Почему этот человек, хозяин квартиры, положил её в книгу? Может, в качестве закладки? Или кому-то хотел сделать подарок? Этого мы никогда не узнаем. И не узнаем, вернулся ли он с фронта. Но он оставил нам бесценный подарок. Возможно, спасший нам жизнь. Помню, как мама разделила эту шоколадку на долечки, и мы ели их два дня.

… В мае этого года я прилетела в Ленинград, чтобы, в частности, подарить землякам свою книгу для детей «Далёко-далёко за лесом высоким» (пусть хоть книга живёт в родном городе, если у меня самой сложилась судьба по-другому). Нашла (правда, уже в другом здании) библиотеку, в которую ходила в детстве. Подарила книгу. Потом нашла дом, в котором библиотека была до войны. Когда мне открыли дверь, я увидела вновь широкую лестницу, а наверху большую дверь, ведущую в читальный зал, в мир сказок моего детства. И у меня покатились слёзы. Моё детство, мой сказочный мир остались за этими дверями. Но! К сказке Ершова я возвращалась ещё не раз. Сначала, когда у меня был маленький сынок. Он прибегал ко мне, протягивая книгу «Конёк-Горбунок», наизусть начинал: «За горами, за лесами, за широкими морями…» и ждал от меня продолжения. А позже «Конька-Горбунка» мы читали уже с внучками…

Областная газета Свердловской области