Книга-судьба: «Это я, Господи»

  • Елена Шипицына, искусствовед, арт-директор Екатеринбургской галереи современного искусства, член Союза художников России, Международной ассоциации искусствоведов (АИС):

— Есть книги, встреча с которыми должна состояться вовремя, чтобы стать навигатором жизни. Для меня таким ориентиром в пятнадцать лет стала удивительная по искренности автобиография Рокуэлла Кента — американского художника-путешественника, архитектора-экспериментатора, поэта, писателя, неутомимого исследователя дальних земель. Эта невероятная книга, названная по первым словам негритянского гимна «Это я, Господи», — честный дневник о долгой творческой жизни художника, со всеми её перипетиями, разочарованиями и взлётами, проиллюстрированный автором с предельной графической и живописной сдержанностью, в соответствии со стилистикой самой прозы.

В нашем доме всегда было много книг, причём — без жёсткого деления на «взрослые» и «детские». Чуковский, например, стоял на полке рядом с Горьким и Пришвиным как большой мастер слова среди коллег-современников. Рокуэлл Кент в супер-обложке стоял рядом с Джеком Лондоном — стилистическая близость обоих была тому причиной. И мама — журналист и филолог, безоговорочный авторитет в вопросах «чего почитать?», спросила однажды: «Ты Кента не читала? А ещё художником хочешь стать…» Это был сигнал, и я, открыв книгу, с первых же страниц была погружена в мир… нет, не вымышленных, а абсолютно узнаваемых мною собственных переживаний.

Ощущение мира как постоянно расширяющегося горизонта; предчувствие того, что тебе где-то обещана встреча с невероятной судьбой; постоянное недовольство собой и любовь к уединённому творчеству — всё это было про меня. А дальше был рассказ о том, как преодолеваются неуверенность в своих способностях и недружелюбие окружающих, как формируется характер художника в постоянном недовольстве собой и почему не надо бояться быть «не такой, как все». Особенно повесть «Саламина» о суровой жизни в гренландских льдах потрясла осознанием, что художник творит в любых обстоятельствах, и самый мощный творческий импульс рождается в нём как раз в минуты сопротивления этим самым обстоятельствам, а не благодаря им. С тех пор автобиография Рокуэлла Кента всегда со мной. Любимых книг было много, часть из них — потерялась во времени. А вот Рокуэлл Кент — мой собеседник и теперь, в минуты, когда надо собраться с духом и преодолеть очередной жизненный рубеж, поставить новые творческие цели.

Областная газета Свердловской области