Ханты и манси в fashion-манере

Авторы делали по пять-шесть портретов в день, и каждый раз процессу съёмки предшествовал долгий разговор с героями. Фото: Фёдор Телков / Сергей Потеряев

Авторы делали по пять-шесть портретов в день, и каждый раз процессу съёмки предшествовал долгий разговор с героями. Фото: Фёдор Телков / Сергей Потеряев

Масштабный документальный фотопроект Фёдора Телкова и Сергея Потеряева «Линия Севера», избранные работы из которого не раз становились частью европейских фестивалей и выставочных пространств, теперь можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Досье «ОГ»

  • Сергей ПОТЕРЯЕВ. Родился в 1988 году в Екатеринбурге. Член союза фотохудожников России. Занимается документальной фотографией и мультимедиа. Победитель международных конкурсов в России, Италии, Литве, Канаде.
  • Фёдор ТЕЛКОВ. Родился в 1986 году в Нижнем Тагиле. Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Живёт и работает в Екатеринбурге. Член союза фотохудожников России. Публиковался в изданиях «GEO», «Forbes», «Rolling Stone» и других.

На выставке, открывшейся накануне, представлены более четырёх десятков лучших снимков, сделанных уральскими фотографами во время экспедиций по северным территориям России и фиксирующих быт и культуру проживающих на них коренных народов.

Проект стартовал в конце 2012 года, когда Фёдор и Сергей, узнав от знакомых с Ямала о том, что в качестве средства передвижения там до сих пор в ходу оленьи упряжки, отправились снимать местный колорит. Вернувшись из поездки, ребята, поражённые ненецкой культурой, решили продолжить работу в этом направлении и погрузились в исследование материала, чтобы подготовиться к фотографическому исследованию особенностей ещё трёх народностей: ханты, манси и селькупов.

Фото: Фёдор Телков / Сергей Потеряев

За три года они посетили полтора десятка городов и деревень Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и сделали сотни фотографий. Сами авторы называют свои работы «документально-постановочными», имея в виду сочетание яркой образности снимков и реалистичного подхода.

Концепция «линии», обозначенная в названии экспозиции, отражена в горизонтальной ориентированности всех представленных фотографий, которые можно поделить на три чёткие группы: портреты, панорамы и «настроенческие» натюрморты.

– Все вместе они создают некую линию движения по тундре, где есть и совершенно белоснежные пейзажи, и холодные, выхолощенные натюрморты, и большие портретные снимки представителей малых национальностей, которые являются «точками жизни» в этом путешествии, – рассказал «ОГ» Сергей Потеряев.

Несмотря на то, что в самих работах отсутствует социальная проблематика – фотохудожники преследовали исключительно краеведческий интерес – в разговорах, участниками которых становились Сергей и Фёдор во время своих путешествий, насущные вопросы малых народностей проступали вполне отчетливо. Эти наблюдения отчасти трансформировали и художественный взгляд самих авторов.

«Линия Севера» – не первый совместный проект Сергея Потеряева и Фёдора Телкова. Сами они предлагают рассматривать его как единое фотографическое полотно, не акцентируя внимания на авторстве той или иной работы.

– Большая часть портретов сделана Фёдором, я – чаще снимал панорамы, но подобное разделение нам кажется условным. Это проект одной группы художников, – пояснил Сергей.

Занимаясь подготовкой выставки, ребята намеренно включили в экспозицию несколько снимков, сделанных во время третьей своей поездки летом 2013 года – с единственной целью: развеять миф о том, что в северных широтах круглый год лежит снег. Тем не менее столкнуться с экстремальными погодными условиями авторы проекта тоже имели возможность, снимая на 42-градусном морозе, когда вспышки хватает на четыре щелчка затвора.

Рассказывая о методе съёмки, Сергей упоминает «жёсткую» вспышку в fashion-манере, придающую фотографиям эффект отстранённости, и говорит, что решение помещать героев в центр композиции – совершенно осознанный приём, который они использовали, стремясь подчеркнуть «нерепортажность» фотографий.

– Нам хотелось зафиксировать процесс ассимиляции, показать, как коренные жители переезжают в город, неизбежно теряя этническую идентичность и становясь частью современной цивилизации, – говорит Сергей. – Чтобы посетители выставки могли сформировать собственное отношение к происходящему и попробовали провести параллели с русским народом в целом.

Резюмируя впечатления от работы над «Линией Севера», фотохудожники говорят, что для них он привлекателен, в первую очередь, своей многослойностью, возможностью на примере маленького социума попытаться говорить о чем-то большем.

– Здесь и северная этнография, и трэвел-съёмка, и множество общих вопросов, над которыми интересно поразмышлять: что такое народ и где проходит та грань, когда он исчезает, растворяется в большом мире.

Выставка продлится до 6 сентября.

Областная газета Свердловской области