«Этот фестиваль — не только для меломанов»

В Японии «Безумные дни» традиционно проходят в мае. Концертный зал в Токио этого года был переполнен, в Екатеринбурге организаторы ожидают более 24 тысяч слушателей. Неизвестный фотограф

В Японии «Безумные дни» традиционно проходят в мае. Концертный зал в Токио этого года был переполнен, в Екатеринбурге организаторы ожидают более 24 тысяч слушателей. Неизвестный фотограф

До начала Международного музыкального фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге» остался ровно месяц. Подготовка в самом разгаре, идёт набор в волонтёрский корпус, продано более трети билетов - столица Урала в ожидании музыкальной феерии. В преддверии фестиваля корреспондент «ОГ» побеседовал с исполнительным директором «Безумных дней-2015», заместителем директора Свердловской государственной филармонии Рустемом Хасановым.

— Рустем Талгатович, фестиваль «Безумные дни» впервые за свою двадцатилетнюю историю проходит в России, но не в Москве или Санкт-Петербурге, а на Урале. Чем обязаны такой чести?

— Всё началось с того, что наш Уральский филармонический оркестр под руководством Дмитрия Лисса неоднократно принимал участие в этом фестивале — в Нанте, Бильбао и Токио. Более пяти лет директор Свердловской филармонии Александр Колотурский вёл переговоры с создателем, художественным руководителем фестиваля Рене Мартеном. И вот чудо свершилось — обойдя Москву и Санкт-Петербург, «Безумные дни» пройдут у нас. Наряду с Японией, Францией, Польшей, Испанией и Бразилией, где фестиваль проходит регулярно, за право принять его борются и несколько европейских стран. Но это не просто, потому что «Безумные дни» очень отличаются от традиционных фестивалей классической музыки — и по формату, и по своим задачам.

— Речь вероятно о том, что этот фестиваль рассчитан на очень широкую аудиторию — и главным образом на тех, кто раньше классическую музыку не понимал и не ходил на концерты в филармонию. Как же вы хотите переубедить и привлечь этих потенциальных слушателей?

— Действительно, это фестиваль не только и не сколько для меломанов. По статистике, на концерты классической музыки в России ходит не более пяти процентов населения, у нас в Екатеринбурге — это три процента. Многие ведь не посещают концерты классической музыки, потому что считают, что музыка эта недоступна, сложна. И одна из задач «Безумных дней» — показать: классическая музыка — это прекрасно. Как мы хотим их переубедить? С помощью формата, репертуара и цены. Фестиваль предполагает концерты продолжительностью не более 45–50 минут. Кроме того, не будет комментариев музыковедов (вся необходимая информация будет только в программках). Концерты будут идти нон-стоп — с 10 утра и до 10 вечера в шести залах, расположенных в центре Екатеринбурга. Слушатели имеют возможность составить собстственные маршруты — подобно тому, как это бывает в Ночь музеев. Это будет музыкальный круговорот — человек послушает концерт в одном зале, и у него будет полчаса, чтобы перейти в другой, ещё через полчаса — в третий и так далее… У нас даже не будут работать гардеробы — западная практика — свою курточку и зонтик берём с собой в зал.

Программа фестиваля составлена так, что если вы не успели на определённый концерт сегодня, у вас будет возможность услышать его на следующий день. К примеру, дуэт испанских гитаристов будет выступать все три дня. Фото: www.resmusica.com

— Формат понятен. По какому принципу подбирался репертуар?

— Каждый год у фестиваля есть сквозная тема. В этом году — это «Passions» («Страсти»). В русском языке это слово, как вы знаете, имеет несколько значений, и подзаголовок фестиваля в Екатеринбурге как раз и отражает этот спектр — «Страсти земные и небесные». В программе фестиваля Рене Мартен соединил «возвышенное» — речь идёт о духовных сочинениях, а с другой стороны — «земное» — всё, что связано с сердечными переживаниями, с любовной темой. Поэтому здесь и «Всенощное бдение» Рахманинова, и духовная кантата «Стабат Матер» Перголези, и религиозная музыка Листа, и в то же время — страстное фламенко в исполнении дуэта испанских гитаристов, любовная лирика Средневековья и камерные фортепианные произведения Шумана, Шопена… Программа составлена так, чтобы каждый нашёл себе что-то по вкусу.

— Ценовая политика фестиваля поражает свой демократичностью. Когда ещё можно будет купить билеты на концерт пианиста Бориса Березовского не дороже 500 рублей…

— Совершенно верно. В среднем стоимость билетов составляет 100–150 рублей. К нам приходят люди и переспрашивают: «Концерт знаменитого барочного ансамбля, где на сцене 13 первоклассных европейских музыкантов — и всего 150 рублей? Не верим!» Но это так. Не забыли мы и о детской аудитории, для неё — четыре концерта по цене 75 рублей за билет.

— У фестиваля широкая география. По какому принципу приглашались исполнители? Можно ли сказать, что все они — звёзды мировой классической музыки?

— Исполнителей подбирал сам Рене Мартен. И это музыканты экстра-класса — известнейшие солисты, ансамбли и музыкальные коллективы. Один бельгийский ансамбль «Ricercar Consort» чего стоит… Это одни из лучших исполнителей барочной музыки в Европе. Наряду с ведущими российскими музыкантами нашу публику ждут встречи с исполнителями из Франции, Испании, Польши, США, Швеции, Китая… Но раз фестиваль проходит у нас — сделан в программе и уральский акцент. Перед публикой выступят Уральский академический филармонический оркестр, Уральский молодёжный симфонический оркестр, Симфонический хор Свердловской филармонии, муниципальный хор «Доместик», камерный оркестр «B-A-C-H», ансамбль старинной музыки «Flos Florum». Ждём вас на концертах фестиваля «Безумные дни»! Поверьте, будет очень интересно!

Областная газета Свердловской области