По названию биеннале не фестиваль, а долгосрочный выставочный проект, объединивший балет и литературу, разноформатные художественные практики, музыку, театр. Но по целям и задачам вполне укладывается в «фестивальное».
Завтра Екатеринбургский театр кукол даёт праздничный занавес по случаю приезда коллег из разных стран мира и городов России. Кукольники раз в два года съезжаются сюда на фестиваль «Петрушка Великий», демонстрируя своими работами состояние дел в этом жанре театра. На следующий день после вручения призов и наград «Петрушки...» в Верхотурье начнутся конкурсные показы III Международного фестиваля туристического кино «Свидание с Россией», который потом переедет в Каменск-Уральский.
Одновременно с этим, 19 сентября, в Свердловской филармонии во второй раз открывается грандиозный Симфофорум. Этакая музыкальная биеннале собирает на одной сцене пять симфонических оркестров России, чтобы дать возможность публике почувствовать разницу. В тот день, когда в филармонии будет играть музыку Чайковского Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, в Ирбите, в театре драмы им.Островского спектаклем «Романтики», поставленном в конце прошлого сезона, откроется «Зазеркалье». Первый межрегиональный фестиваль спектаклей для детей и юношества.
Последние выходные сентября передышка в фестивальном марафоне, а уже 1 октября, по многолетней традиции, начнётся «Россия» большой профессиональный сбор отечественных документалистов в присутствии ярко заинтересованной публики. Добавьте к этому, что в главном юбиляре области театре оперы и балета ярким пунктиром идёт фестиваль, посвящённый столетию театра.
Вот такое у людей, неравнодушных и любопытных, следящих за движением в искусстве и в отдельных его областях, начало осени. Многодневное, чаще всего компактное предложение, чем, собственно, по форме и является фестиваль, несколько разрежает жизнь слушателя-зрителя, существенно меняет её темпоритм. Особенно у тех, кто отваживается посетить все или почти все события того или иного фестиваля. Ведь хороший фестиваль не просто концентрированный набор спектаклей или концертов. Главное, что отличает один проект от другого, это, конечно же, атмосфера, складывающаяся из фестивальных стандартов, из особенностей внеконкурсной, параллельной, офф-программы. В этом смысле особо показательна биеннале, расписание которой плотно спрессовано лекциями, семинарами, кинопоказами и мастер-классами.
У любого фестиваля, как и у человека, должно быть своё лицо. Для меня главное в фестивальном проекте наличие нового смысла, концептуальность, исключительность, объединяющая идея, фишка то, чего нет у других. Тогда он становится привлекательным и для участников, и для публики, говорит Лариса Барыкина, арт-директор екатеринбургского фестиваля современной хореографии «На грани».
«ОГ» постарается не пропустить фестивальные фишки.