Два вечера подряд в трёхчасовых гала-концертах Екатеринбургский оперный представлял работы талантливых хореографов России, Германии и Швеции, которые осуществили свои проекты с труппой театра. В афишах значились и звёздные имена (с номерами современной хореографии выступили ведущие солисты Большого театра, Национального театра Нидерландов, Баварской оперы, Дрезденского балета, Пермского оперного театра), но главным событием было всё же первое отделение гала-концертов. Экспериментальное.
Когда пару лет назад Екатеринбург увидел легендарную «Жизель» в постановке современного хореографа Матса Эка, многие воочию убедились: у классики на балетной сцене возможна достойная альтернатива. Иная пластика, неакадемический язык хореографии, но, образно говоря, не «сленг», а то, что тоже может стать эталоном. Правда, не всё же время перелицовывать классику...
Урал предложил молодым дарованиям России свою площадку и свою балетную труппу для постановки новых идей, сюжетов. На проект единственных сегодня в России хореографических мастерских тут же отреагировал и Запад. У европейских хореографов та же проблема: есть идеи с кем и где воплощать? Ведь новое негарантированный успех. В сущности риск... Из 40 заявок (по видео) автор проекта художественный руководитель балета Екатеринбургского оперного Вячеслав Самодуров и жюри, в составе которого мэтры отечественного балета, отобрали девять дарований.
И вот эти девять явлены миру со своими проектами. «Мир», кстати, приятно поразил: небывалое в Оперном число молодых зрителей (всё-таки современная хореография!) и то, что в эти два вечера в одном зале можно было встретить практически всех представителей многогранного балетного бомонда Урала (тоже объяснимо, ведь проект взгляд на будущее балета, перспективы жанра).
По словам организаторов, даже при условии отбора самых одарённых балетмейстеров была опасность невольных повторов в хореографии. Зрители же (сошлюсь не только на собственные ожидания) опасались нередких в современной хореографии смысловых и визуальных аллюзий-нагромождений, которые однажды на Западе были оценены обидной, но справедливой «плюхой»: «Опять у этих русских живот болит...».
Не случилось ни того, ни другого. На музыку Баха, Гершвина, Вивальди, «Венгерских танцев» Брамса и даже песню Жака Бреля явлены были номера, которые сегодня способны составить видео-антологию лучшего в современной хореографии. Красиво. Осмысленно. Внятно. Поэтично. Иногда с юмором. Зал пытался «бисировать», но повторы номеров вопреки условиям проекта. «Конфликт интересов» разрешился тем, что танцовщики и хореографы дважды и трижды выходили на аплодисменты к зрителям.
Принципиальное условие проекта в нём не было победителей. Не раздавались ни места, ни премии. Другая стояла задача представить балетному миру Отечества то, на что жанр может делать ставку в будущем. Во имя этого, кстати, Оперный вёл видеозапись гала-концертов: есть идея познакомить с молодыми дарованиями и их творчеством музыкальные театры России. Разовая акция Урала может и должна иметь продолжение. В конце концов, даже на академической балетной сцене в ХХI веке должны идти не только «Жизель», «Баядерка» или «Раймонда»...