Урал доказал: балет – не «музейное искусство»

Для балета ХХI века учебников нет: каноны ещё только создаются. Вживую. На сцене. Фото Александра Зайцева.

Для балета ХХI века учебников нет: каноны ещё только создаются. Вживую. На сцене. Фото Александра Зайцева.

Два вечера подряд в трёхчасовых гала-концертах Екатеринбургский оперный представлял работы талантливых хореографов России, Германии и Швеции, которые осуществили свои проекты с труппой театра. В афишах значились и звёздные имена (с номерами современной хореографии выступили ведущие солисты Большого театра, Национального театра Нидерландов, Баварской оперы, Дрезденского балета, Пермского оперного театра), но главным событием было всё же первое отделение гала-концертов. Экспериментальное.

Когда пару лет назад Екатеринбург увидел легендарную «Жизель» в постановке современного хореографа Матса Эка, многие воочию убедились: у классики на балетной сцене возможна достойная альтернатива. Иная пластика, неакадемический язык хореографии, но, образно говоря, — не «сленг», а то, что тоже может стать эталоном. Правда, не всё же время перелицовывать классику...

Урал предложил молодым дарованиям России свою площадку и свою балетную труппу для постановки новых идей, сюжетов. На проект единственных сегодня в России хореографических мастерских тут же отреагировал и Запад. У европейских хореографов — та же проблема: есть идеи — с кем и где воплощать? Ведь новое — негарантированный успех. В сущности — риск... Из 40 заявок (по видео) автор проекта художественный руководитель балета Екатеринбургского оперного Вячеслав Самодуров и жюри, в составе которого мэтры отечественного балета, отобрали девять дарований.

И вот эти девять явлены миру со своими проектами. «Мир», кстати, приятно поразил: небывалое в Оперном число молодых зрителей (всё-таки современная хореография!) и то, что в эти два вечера в одном зале можно было встретить практически всех представителей многогранного балетного бомонда Урала (тоже объяснимо, ведь проект — взгляд на будущее балета, перспективы жанра).

По словам организаторов, даже при условии отбора самых одарённых балетмейстеров была опасность невольных повторов в хореографии. Зрители же (сошлюсь не только на собственные ожидания) опасались нередких в современной хореографии смысловых и визуальных аллюзий-нагромождений, которые однажды на Западе были оценены обидной, но справедливой «плюхой»: «Опять у этих русских живот болит...».

Не случилось ни того, ни другого. На музыку Баха, Гершвина, Вивальди, «Венгерских танцев» Брамса и даже песню Жака Бреля явлены были номера, которые сегодня способны составить видео-антологию лучшего в современной хореографии. Красиво. Осмысленно. Внятно. Поэтично. Иногда — с юмором. Зал пытался «бисировать», но повторы номеров — вопреки условиям проекта. «Конфликт интересов» разрешился тем, что танцовщики и хореографы дважды и трижды выходили на аплодисменты к зрителям.

Принципиальное условие проекта — в нём не было победителей. Не раздавались ни места, ни премии. Другая стояла задача — представить балетному миру Отечества то, на что жанр может делать ставку в будущем. Во имя этого, кстати, Оперный вёл видеозапись гала-концертов: есть идея познакомить с молодыми дарованиями и их творчеством музыкальные театры России. Разовая акция Урала может и должна иметь продолжение. В конце концов, даже на академической балетной сцене в ХХI веке должны идти не только «Жизель», «Баядерка» или «Раймонда»...

Областная газета Свердловской области