Деревянные рыцари Иды Очеретиной

Деревянные рыцари занимают не одну комнату. Хозяйка даже не берётся их считать, но говорит, что очень любит каждого... Фото: Наталья Шадрина

Деревянные рыцари занимают не одну комнату. Хозяйка даже не берётся их считать, но говорит, что очень любит каждого... Фото: Наталья Шадрина

После выхода в «ОГ» материала «Туринский богатырь отвоюет рынок» (из цикла об «Уральской росписи») к нам в редакцию позвонила женщина и сказала, что хотела бы приобрести того большого богатыря-матрёшку, который был сделан благодаря идее одного из наших журналистов. А ещё читательница рассказала, что является коллекционером – дома у неё находится целое собрание самых разных деревянных рыцарей, и пригласила в гости…

Недолго думая, вооружившись фотоаппаратом, мы отправились посмотреть на необычную коллекцию, но даже и подумать не могли, кто откроет нам двери – страстным коллекционером, в чьём доме находится не один десяток самых разных деревянных солдатиков и богатырей, оказалась известный уральский публицист, фронтовик, вдова писателя, в прошлом редактора журналов «Уральский следопыт» и «Урал» Вадима Очеретина.

Проходим в первую комнату, где так и хочется изумлённо ахнуть – вдоль всей стены на небольших полках-витринах стоят самые разные деревянные игрушки.

– Эти полки для моих рыцарей делал ещё Вадим, – рассказывает Ида Власовна, – да что там и говорить, вся семья, друзья – все знали о моей любви к армейской тематике. Сейчас в шутку рассказываю: муж-то у меня собирал изображения обнажённых женщин. Были у него фотографии, альбомы, даже статуэтки. А я вроде как в отместку ему начала собирать воинственных мужчин (смеётся).

Здесь и тройка любимых всеми богатырей, ополченцы с пушкой, матросы революции, отряд партизанского движения, военный оркестр, болгарские вояки с длинными усами, красногвардейцы, наполеоновские воины… можно часами стоять у этих полок и внимательно разглядывать каждого персонажа.

– Всех своих рыцарей я и сама покупала, и присылали мне отовсюду, дарили, – продолжает экскурсию хозяйка дома. – А родоначальником коллекции является Дон Кихот – вот он, на самой верхней полке. Его в 1960 году мне подарил Стёпа Захаров, а спустя какое-то время к нему подобрался Санчо Панса на деревянном коне, и пошло-пошло… В этом году я отметила уже своё 90-летие, так что не обессудьте, что за 55 лет не помню всех дарителей, и откуда родом все мои герои. Но вот того большого с пушкой – родственница из Кургана мне прислала, а пузатенького из наполеоновской армии – из Крыма, внутри него был секрет – южный коньячок (смеётся). В самого большого богатыря мои внуки, а теперь и правнуки прячут конфеты.

Конечно, любовь к деревянным солдатикам у Иды Власовны вызвана не только желанием что-то противопоставить увлечению мужа. В 1943 году она отправилась на фронт: служила в 3-й гвардейской стрелковой дивизии…

– Я вообще донская казачка, – не без гордости говорит собеседница, – родилась в Новочеркасске. А на Урал меня забросила война. Папа был строителем-гидротехником, перед войной его отправили на строительство гидростанции на реке Клязьме под Москвой. Когда война началась, стройки, естественно, прикрыли, и папу послали сюда восстанавливать старые плотины – не хватало электроэнергии для промышленности. Мы же остались в Ростове-на-Дону, попали в оккупацию. После я ушла на фронт, а мама с сестрёнкой переехали на Урал, к папе. Поэтому, когда война кончилась, мой дом был уже здесь…

От отца у Иды Власовны остался ещё один Дон Кихот – уже чугунная статуэтка каслинского производства.

– У папы тоже очень интересная биография, и думаю, это он мне привил любовь к собирательству, вспоминает обладательница редкой коллекции. – Сначала ведь были даже не солдатики, а открытки. Папа заставлял меня собирать открытки Третьяковской галереи и составлять из них альбомы. Это был 1937 год, мне было 12 лет, и меня не на шутку затянуло это увлечение. Я ходила на базар – там тётечки в то время торговали всяким старым барахлишком. Из открыток в основном попадались «Христос Воскрес» или подобные, я же выискивала репродукции знаменитых художников. В итоге сделала 13 вот таких больших тетрадей – хозяйка дома достаёт из шкафа одну из них, – остальные уже в худшем состоянии. Я очень благодарна маме, что она забрала их тогда из Ростова, хотя было совсем не до того. Потом в 1948 году здесь, в Уральском университете, нашему курсу впервые начали преподавать искусствоведение, а в качестве наглядных материалов использовали мои тетради…

Мы продолжаем нашу экскурсию по этой квартире, полной самых разных вещей и историй, с ними связанных. Перед нами целая серия Швейков – деревянных, тряпичных, фарфоровых. Оказалось, это была уже страсть Вадима Очеретина: писатель собирал фигурки любимого героя, когда приезжал в Чехию.

Сейчас коллекция Иды Власовны стала пополняться много медленнее. Последние рыцари в доме появились благодаря внукам – это Щелкунчик из Германии и ручка-богатырь из Москвы.

Сама же Ида Власовна на Новый год мечтает об одном подарке – пополнить коллекцию самым большим деревянным рыцарем – туринским богатырём, о котором она прочитала в «Областной газете»…

Областная газета Свердловской области