25 киношедевров со свердловскими корнями

Коллаж: Татьяна Никитина

Коллаж: Татьяна Никитина

  • Опубликовано в №030 от 19.02.2016

Сегодня губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев торжественно откроет Год российского кино в регионе. По этому поводу редакция «ОГ» составила список лучших фильмов, режиссёры которых либо родились в Свердловской области, либо достаточно долгое время жили и работали тут.

Кстати: нашу предыдущую подборку – «25 самых известных песен свердловских музыкантов» – вы можете прочитать в номере от 6 января 2015 года.

Кадр из фильма

1934. Художественный фильм «Весёлые ребята» (Григорий Александров).

Григорий Александров родился и 18 лет прожил в Екатеринбурге. Сделал здесь первые шаги в кино.

Съёмки фильма «Весёлые ребята» проходили в Гаграх. Много хлопот доставили животные, снимавшиеся в картине. Больше всего проблем было связано с быком, которого для съёмок напоили водкой – рогатый актёр под действием алкоголя стал буйным и начал гоняться за людьми...

Фильм во многом стал первым: это первая советская музыкальная кинокомедия; первая лента из цикла, созданного Григорием Александровым в сотрудничестве с композитором Исааком Дунаевским, первая роль Любови Орловой.

Смотрите также наш материал Забытый земляк: Григорий Александров родился и начал творческий путь в Екатеринбурге. И тогда его — без преувеличений — знал весь город…

1938. Художественный фильм «Волга-Волга» (Григорий Александров).

По мнению некоторых исследователей, главная героиня фильма «Волга-Волга» была названа школьным прозвищем Исаака Дунаевского – «Дуня». По версии Любови Орловой, название фильма было предложено Александрову Чарли Чаплином. Во время своего американского вояжа Григорий Васильевич как-то побывал вместе с ним на лодочной прогулке и спел там песню о Стеньке Разине («Из-за острова на стрежень…»). Чаплину очень понравилась строчка «Волга, Волга, мать родная», и он в шутку посоветовал своему коллеге назвать так фильм.

1967. Художественный фильм «В огне брода нет» (Глеб Панфилов).

Глеб Панфилов прожил в Свердловске около 15 лет. Окончил химфак УПИ (1957), начал режиссёрскую карьеру, снял первые фильмы, работал на телевидении.

«Я искал тему для дипломной работы. В старом журнале «Красная Новь» за 36-й год наткнулся на небольшой рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте»… Позвонил писателю и попросил написать сценарий. Габрилович отказался. Но, в конце концов, согласился на вариант – писать сценарий должен я», – впоследствии вспоминал Панфилов. Но это не только первая работа режиссёра, но и первая серьёзная роль Инны Чуриковой, которую Глеб Анатольевич увидел в неизвестной передаче по телевидению. «Передача кончилась, титров не было. Так и остался с этим впечатлением. Я в Свердловске, а передача из Москвы…» Чурикову нашли друзья режиссёра в одном из московских театров. После этого они уже не расставались не только в кино, но и в жизни.

1968. Художественный фильм «Угрюм-река» (Ярополк Лапшин).

Ярополк Лапшин приехал в Свердловск по распределению после ВГИКа. Прожил здесь 62 года, всю жизнь проработал на Свердловской киностудии.

Разрешения на съёмки добивались очень долго. Первоначально Госкино СССР в экранизации отказало, поскольку в Москве посчитали, что в данное время нужно кино о рабочем классе и революционных событиях. Однако Ярополк Леонидович не отступал и представил проект редакции Центрального телевидения, где нашлись люди, которые идею поддержали. Режиссёру разрешили делать телевизионный фильм в четырёх сериях.

«После того как «Угрюм-реку» первый раз показали по телевидению, поступило и предложение показать картину в кинотеатрах, – вспоминает монтажёр фильма Светлана Тарик. – Для этого нужно было сократить четыре серии до двух, но Лапшин сказал: «Возьмите Репина и полкартины отрежьте, что это будет?» И тогда решили запустить как есть. Окна моей квартиры выходят прямо на «Космос». Так вот, в течение многих дней мы наблюдали очереди».

Затратили на картину 240 000 рублей, а собрала она 1 440 000 – практически в шесть с половиной раз больше.

1968. Художественный фильм «Трембита» (Олег Николаевский).

Олег Николаевский родился в Екатеринбурге и прожил здесь всю жизнь. Фильм снят на Свердловской киностудии.

Этот фильм принёс уральскому режиссёру громкую славу. Он снят по одноимённой оперетте Юрия Милютина.

Вспоминает Маргарита Томилова, звукорежиссёр, работавшая с Николаевским на трёх картинах:

– Когда снимали «Трембиту», уезжали на два месяца в Закарпатье. Брали с собой жён, детей… Да он и сам возил с собой жену и двух дочек. Был ещё один режиссёр – он предлагал снять «Трембиту» как экранизацию оперетты. А Николаевский увидел, как это сделать кинематографично. Взял драматических артистов – Евгения Весника, Ольгу Аросеву… И получился шедевр.

1970–1971. Художественный фильм «Тени исчезают в полдень» (Владимир Краснопольский, Валерий Усков).

Владимир Краснопольский и Валерий Усков — троюродные братья. Родились в Свердловске. Оба окончили УрГУ, затем ВГИК, прожили в области более 30 лет, творческий путь начинали на Свердловской киностудии.

Хотя фильм «Тени исчезают в полдень» повествует о жизни сибирского села, свердловские режиссёры снимали его в окрестностях посёлка Сараны в Красноуфимском районе. Для потомка знатной дворянской фамилии с почти десятью годами лагерей по 58-й статье Петра Вельяминова участие в фильме «Тени исчезают в полдень» стало судьбоносным. Краснопольский и Усков присмотрели его в Свердловском драмтеатре. После дебютной в кино роли Захара Большакова Вельяминов спустя без малого тридцать лет смог вернуться в Москву и стал одним из самых востребованных актёров советского кино 70–80-х годов.

Кадр из фильма

1970. Художественный фильм «Белое солнце пустыни» (Владимир Мотыль).

Владимир Мотыль прожил в Свердловской области 27 лет, окончил здесь театральный институт, работал режиссёром в Свердловском и Нижнетагильском драмтеатрах, ТЮЗе.

Начал карьеру в кино — работал на Свердловской киностудии.

В 1967 году руководство Экспериментальной творческой киностудии (ЭТК) пригласило к работе над новым фильмом в жанре «истерн» Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Но их первоначальный вариант сценария руководство киностудии не устроил. Кончаловский покинул проект. Также отклонили предложение возглавить съёмки Витаутас Жалакявичус, Юрий Чулюкин и даже Андрей Тарковский. И тогда после долгих обсуждений предложение стать режиссёром было сделано Владимиру Мотылю, поскольку картина «Женя, Женечка и «катюша» уже принесла ему известность. Сценарий ему понравился, однако он считал, что такое кино снимать ему не разрешат... Мотыля уговорили, пообещав ему полную свободу действий на съёмочной площадке. И, как мы сегодня видим, не зря.

1982. Художественный фильм «Васса» (Глеб Панфилов).

Фильм снят по пьесе Максима Горького «Васса Железнова». Снималась картина в эпоху строжайшей цензуры, но Панфилову удалось показать не типичное обличение «буржуазного строя», свойственного большинству трактовок, а драму главной героини, которая была тираном, но в исполнении Чуриковой смотрится человечной и вызывает сочувствие. Те, кто был на съёмках, впоследствии писали, что каждая сцена отрабатывалась до мельчайших деталей. Фильм в СССР посмотрело около шести миллионов человек, а в 1983 году картина удостоилась главного приза XIII Московского международного кинофестиваля.

1983. Художественный фильм «Демидовы» (Ярополк Лапшин).

Фильм снят на Свердловской киностудии.

Двухсерийная киноэпопея «Демидовы» Ярополка Лапшина является одной из самых рейтинговых картин Свердловской киностудии. К этому фильму режиссёр шёл на протяжении всей своей творческой жизни.

Съёмки «Демидовых» продолжались больше года. Снимать пришлось по всей стране: в нашей области в Коуровке и в Нижнем Тагиле, в павильонах студии, в Ленинграде. В Красноуфимске, где изготовляли сани и телеги, должны были в короткий срок соорудить повозки двухвековой давности, пермский ипподром отправил для съёмок пятнадцать лучших рысаков.

Ярополк Леонидович считал, что таких личностей, как Демидовы, Пётр I, Анна Иоанновна и Бирон должны играть самые лучшие актёры. В фильме мы видим Евгения Евстигнеева, Александра Лазарева, Леонида Куравлёва, Лидию Федосееву-Шукшину, Михаила Козакова.

1987. Художественный фильм «Зеркало для героя» (Владимир Хотиненко).

Владимир Хотиненко окончил Свердловский архитектурный институт, работал художником-постановщиком на Свердловской киностудии, прожил в области около десяти лет. В 80-е уехал в Москву, но продолжал делать фильмы с мастерами Свердловской киностудии.

Хотиненко снял этот фильм по сценарию, написанному нашей землячкой Надеждой Кожушаной (Яшмановой). Только через шесть лет в Голливуде снимут «День сурка», который сейчас первым делом вспоминают, когда речь заходит о «петле времени».

1988. Документальный фильм «Тот, кто с песней» (Владислав Тарик).

Владислав Тарик родился в Свердловске, с 1958 года работал на Свердловской киностудии, сейчас делает фильмы самостоятельно. Живёт в Екатеринбурге. Фильм снят на Свердловской киностудии.

Это история о композиторе-песеннике Евгении Шикунове, который ездил по разным городам и предлагал всем предприятиям один и тот же производственный гимн.

В 1988 году фильм отметили Специальным призом жюри киноклубов на ВКФ неигрового кино в Свердловске. И в 1989 году призом I Всероссийского фестиваля неигрового кино в Волгодонске.

1989. Анимационный фильм «Корова» (Александр Петров).

Фильм снят на Свердловской киностудии, где Петров проработал десять лет.

Александр Петров, художник-мультипликатор, лауреат Государственной премии России, единственный в России обладатель премии «Оскар» за мультипликацию:

– На Свердловскую киностудию я попал по распределению после ВГИКа. Должен был отработать три года, но… остался почти на десять лет. Начинал с такими асами уральской анимации, как Владимир Петкевич, Алексей Караев, Оксана Черкасова… «Корова» была моей дипломной работой, и доделывал я её именно на Свердловской киностудии, но неофициально. Дело в том, что два года я учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве и отсутствовал в Свердловске. Когда вернулся, в съёмочный план меня не включили, но дирекция разрешила работать по вечерам. Мне тогда все помогали: кто-то носил обрезки плёнки, кто-то уступал время в мультцехе… До сих пор я благодарен Свердловской киностудии за такие возможности и за мои первые шаги в большой анимации.

Короткометражный мультфильм был выпускной работой Александра Петрова. Экранизация одноимённого рассказа Андрея Платонова выполнена в технике «живописи на стекле», которую также называют «ожившей». Каждый рисунок фиксируется на камеру, а затем частично стирается. И только после этого художник переходит к следующей фазе движения. Причём рисует он пальцем. Кисточки мастер использует в исключительных случаях. В 1990 году картина – первой из отечественных мультфильмов — была номинирована на «Оскар».

Об отечественных мультфильмах - номинантах и лауретах премии «Оскар» - читайте в материале Космический успех

1991, 1998, 2005, 2012. Документальный сериал «Рождённые в СССР» (Сергей Мирошниченко).

Сергей Мирошниченко около десяти лет работал на Свердловской киностудии.

Взяв за образец популярный английский жанр «Up Series», Сергей Мирошниченко, работавший с 1984-го по 1993 год на Свердловской киностудии, 25 лет назад начал проект, равный которому вряд ли найдётся в современном документальном кино. С интервалом в семь лет автор встречается с людьми, которые жили когда-то в Советском Союзе, а теперь разъехались буквально по всему миру.

В 2008 году фильм стал обладателем трёх премий российского кинематографа: «Ника», «Золотой орёл» и «Сталкер». Фильм 1998 года – про 14-летних – получил американскую премию «Эмми» и приз Британской киноакадемии.

1993. Художественный фильм «Макаров» (Владимир Хотиненко).

Фильм снят на Свердловской киностудии.

«Макаров» Владимира Хотиненко один из немногих (если не единственный) полнометражный игровой фильм, в котором показан Екатеринбург 90-х годов. Всю картину герой Сергея Маковецкого находится в самых знаковых местах тогдашнего Свердловска.

1993. Художественный фильм «Ты есть» (Владимир Макеранец).

Владимир Макеранец родился в Свердловске, с 16 лет работал на киностудии. Ныне – председатель местного отделения Союза кинематографистов РФ. Фильм снят на Свердловской киностудии.

Действие происходит в неназванном городе, но мы без труда узнаём в нём Екатеринбург. В фильме появляется, например, екатеринбургский метрополитен – на тот момент в нём было всего четыре станции. Сцена посиделок подруг снималась в ресторане «Уральские пельмени». В финальной сцене Анна смотрит, как выздоровевшая Инга гуляет с собакой, из окна одного из домов №69 городка чекистов по проспекту Ленина.

1993. Художественный фильм «Ты у меня одна» (Дмитрий Астрахан).

Дмитрий Астрахан шесть лет жил и работал в Свердловске, после переезда продолжает сотрудничать с театрами области. Также с восьмидесятых сотрудничает со свердловскими специалистами кино.

Дмитрий Астрахан, режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ:

– Свердловск для меня – это родной город, здесь люди, которым я бесконечно благодарен за сильный старт. Тот опыт, который мною был получен во время работы театральным режиссёром, мне всю жизнь помогает в моей работе режиссёра кино. Кроме того, у вас удивительная россыпь талантливейших профессионалов, и я благодарен судьбе, что она меня с такими людьми свела. Я очень много работаю с Пантыкиным, у этого композитора есть особое чувство музыки. А ещё – свой первый в жизни фильм я делал на Екатеринбургском телевидении. Это был 1988 год, картина называлась «Роковая ошибка»... И эта работа определила мой дальнейший жизненный путь, стала моей собственной роковой ошибкой. После неё я с головой ушёл в кино. Про этот фильм мало кто помнит, но я – не забываю. А если говорить о том, кто прославил свердловскую землю, то это, по моему мнению, Лапшин и Хотиненко.

Название «Ты у меня одна» цитирует песню Юрия Визбора, популярную в период молодости главных героев. Она проходит рефреном через весь фильм. Картина получила множество наград: «Нику», «Серебряную пирамиду», «Зелёное яблоко», специальную награду «Кинотавра».

Во время съёмок реквизиторам сложнее всего было трудиться над образом миллионерши из Америки Анны Коливановой. Её исполнила Светлана Рябова. Страшно дорогую по тем временам шубу художники по костюмам с трудом взяли напрокат.

—  Когда я по сценарию бежала в ней по лестнице, меня просили: «Пожалуйста, будь с шубой осторожна», — рассказывает Рябова. — А потом режиссёр сказал, что её надо снять и бросить… И так я бежала, скидывала её прямо на грязные ступеньки, а вслед неслось: «Куда же ты её кидаешь?! Ну это же надо обратно сдавать! Ну ты что, обалдела, что ли?!»

Интересно, что фразу признания жене в неверности (в сцене объяснения) Астрахан решил убрать. Однако после завершения съёмок, в процессе монтажа и озвучивания, он понял, что эта фраза всё-таки необходима. Астрахан начал спешно (срок сдачи картины подходил к исходу) искать, кто бы мог произнести её голосом Збруева (который к тому времени улетел за границу) и, не найдя подходящего, произнёс её сам.

Кадр из фильма

1994. Анимационный фильм «Гагарин» (Алексей Харитиди). 

Алексей Харитиди родился и 41 год прожил в Свердловске. Окончил Архитектурный, создал здесь ряд известных работ. Сейчас живёт в Канаде.

Анимационный фильм длительностью всего лишь 3 минуты 20 секунд можно назвать глубокой философской притчей о мечтах и разочарованиях. «Гагарин» собрал россыпь призов, среди которых каннская «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм, российская «Ника» в конкурсе анимационных фильмов и номинация на «Оскар».

1995. Художественный фильм «Всё будет хорошо» (Дмитрий Астрахан).

Картина «Всё будет хорошо» – ещё одно жизнеописание сложной эпохи 90-х годов. Сложной, поскольку найти деньги для съёмок фильма было практически невозможно, и режиссёр Дмитрий Астрахан даже хотел отказаться от проекта, но в итоге пожертвовал часть личных сбережений, как и сценарист Олег Данилов. Фраза «Всё будет хорошо» звучит словно мантра. Более дотошные найдут в фильме интересную деталь: один из героев получает Нобелевскую премию по математике, хотя по математике Нобелевка не присуждается вообще.

1995. Художественный фильм «Мусульманин» (Владимир Хотиненко).

Со времени работы на Свердловской киностудии у Хотиненко были налажены связи со многими свердловскими мастерами, которые позже работали с режиссёром и на других киностудиях страны. Не является исключением и знаменитый фильм «Мусульманин». Так, автором музыки к данной картине является Александр Пантыкин, а монтажёром Светлана Тарик.

Главные роли в картине исполняют Евгений Миронов, Нина Усатова и Александр Балуев. Фильм получил награды многих международных фестивалей, в числе которых и Гран-при жюри МКФ «Монреаль», а также призы «Кинотавра», «Ники» и «Золотого Витязя».

1996. Художественный сериал «Ермак» (Владимир Краснопольский, Валерий Усков).

Это одна из самых запоминающихся работ уральских режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. «Ермак» – исторический мини-сериал, посвящённый атаману Ермаку Тимофеевичу и завоеванию им Сибири.

В «Ермаке» – прекрасный актёрский состав: Ирина Алфёрова, Евгений Евстигнеев, Сергей Гармаш и многие другие. Но особенно роль удалась Виктору Степанову, который сыграл самого Ермака Тимофеевича. Также невозможно не вспомнить и Никиту Джигурду в роли Ивана Кольцо. Немногие знают, что изначально сыграть Ваньку Кольцо, одного из лучших атаманов в отряде Ермака, предлагалось Арнольду Шварценеггеру, но он отказался, претендуя только на роль Ермака.

Кадр из фильма

1997, 2000. Художественные фильмы «Брат», «Брат-2» (Алексей Балабанов).

Алексей Балабанов родился в Свердловске, работал на киностудии. Прожил в области более сорока лет, снял здесь первый игровой фильм.

В первом фильме дилогии есть неприметная, мимолётная фраза, которая отсылает нас к Свердловску, родному городу Алексея Балабанова. Данила Багров называет в отделении милиции свой адрес: «Вокзальная, 22». В нашем городе по нему находится железнодорожный вокзал. «Брат-2» и вовсе разошёлся на цитаты. Афоризмом можно считать вопрос того же Багрова: «В чём сила, брат?» Хитом стал стишок:

«Я узнал, что у меня / Есть огромная семья».

Стихотворение было опубликовано в 1999 году в учебнике интегрированного курса русского языка для первых классов — под названием «Родное»

1999. Анимационный фильм «Старик и море» (Александр Петров).

Оживлять историю о силе духа Петров поехал по приглашению канадской студии в Монреаль. Там он два с половиной года создавал свой шедевр в коронной технике – «ожившей живописи».

В 2000 году американская киноакадемия присуждает мультфильму первый в истории отечественных рисованных и кукольных фильмов «Оскар».

2005. Художественный фильм «Первые на Луне» (Алексей Федорченко).

Алексей Федорченко с 1967-го и по настоящее время живёт в Екатеринбурге, окончил УПИ. Работал на Свердловской киностудии, сейчас — продюсер и режиссёр кинокомпании «29 февраля». Фильм снят на Свердловской киностудии.

С этого псевдодокументального фильма Алексей Федорченко начал работу в игровом кино. Большинство его эпизодов снято в Екатеринбурге.

«Луна» взяла премию за лучший фильм в конкурсной программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля.

2009. Художественный фильм «Волчок» (Василий Сигарев).

Василий Сигарев родился в Верхней Салде, окончил Нижнетагильский педагогический институт, затем — Екатеринбургский театральный. Живёт и работает в Екатеринбурге.

С этой драмой театральный режиссёр и драматург Василий Сигарев впервые засветился в кино. В основу ленты легла его же одноимённая пьеса. Многие сцены фильма снимались в 2008-м в нашей области, а именно – в Ревде и Дегтярске. «Волчок» екатеринбургского режиссёра-дебютанта в 2009 году удостоился главного приза на фестивале «Кинотавр».

Нельзя не вспомнить

Есть ряд знаменитых фильмов, которые снимались не нашими земляками, но зато на Свердловской киностудии.

Знаменитый фильм «Сильные духом», снятый Виктором Георгиевым в 1967-м, посвящён он подвигу легендарного советского разведчика, нашего земляка Николая Кузнецова. Снимала картину во Львове команда, в которой были мастера нашей киностудии, в том числе и художник Юрий Истратов, прославившийся работой над фильмами Ярополка Лапшина.

Также нашей киностудией создавался фильм «Найти и обезвредить» Георгия Кузнецова. Успех фильму обеспечил блестящий актёрский состав — Борис Невзоров, Нина Русланова, Андрей Градов. Съёмки картины проходили в нашей области — в посёлке Таватуй.

Популярный двухсерийный фильм Михаила Козакова «Безымянная звезда» тоже принадлежит производству Свердловской киностудии. Михаил Козаков с конца 60-х вынашивал планы сделать такой телеспектакль. Но цензоры в сценарии «Безымянной звезды» увидели множество намёков на советскую действительность... Лишь спустя семь лет, в 1977 году, Козакову благодаря знакомству с главным редактором Свердловской киностудии Геннадием Бокаревым удалось сдвинуть дело с мёртвой точки. Бокарев запустил проект на нашей киностудии, но уже не как телеспектакль, а как телефильм. Съёмки проходили на базе «Ленфильма», однако над созданием картины работали и мастера со Свердловской киностудии. Так, монтажёром «Безымянной звезды» является Людмила Чузо — тогда главный монтажёр нашей киностудии.

Судьбы ещё нескольких режиссёров сплетены со Свердловском.

Советский режиссёр Иван Пырьев, автор «Кубанских казаков», «Свинарки и пастуха», «Идиота» и многих других фильмов, именно в Екатеринбурге заболел театром и кинематографом. Он родился на Алтае. После Гражданской войны был направлен с просветительской миссией в столицу Урала. Там он первым делом записался в драмкружок, где играл Гришка Мормоненко, который впоследствии станет режиссёром Григорием Александровым. В 1921 году на гастроли в Екатеринбург приехал МХАТ, и зачарованные Пырьев и Александров уехали учиться в Москву.

В Екатеринбурге в детстве жил и Сергей Герасимов, автор фильмов «Тихий Дон», «Маскарад», «Семеро смелых». Именно у нас Герасимов впервые увидел драматический спектакль («Разбойники» Шиллера), и театр стал предметом его мечты. В 17 лет он уезжает в Ленинград, где и сделает свои первые шаги в театре и кино.

В Свердловске родился Владимир Грамматиков — режиссёр таких известных картин, как «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Мио, мой Мио». Но уже в возрасте четырёх лет с семьёй он переехал в Москву.

Областная газета Свердловской области