Кого уральские профессора выдвинули на Нобелевскую премию по литературе?

  • Опубликовано в №033 от 26.02.2016

В Стокгольме начался отбор кандидатов на соискание Нобелевской премии по литературе за 2016 год. Профессора УрФУ тоже выдвинули своего кандидата – прозаика и драматурга Петера Надаша… «ОГ» заинтересовалась – почему именно его? И как уральский вуз удостоился права выдвигать своего кандидата?

Важно

Кто может выдвигать на Нобелевскую премию по литературе?

  1. Члены Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями;
  2. Профессора литературы и лингвистики вузов;
  3. Лауреаты Нобелевской премии в области литературы;
  4. Председатели авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах.

– Это почётное право появилось у УрГУ около десяти лет назад, – рассказывает Леонид Быков, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX и XXI веков УрФУ. – Вопрос, по каким именно критериям Нобелевский комитет выбирает вузы, надо задавать им, но, видимо, стали заметны наши исследования. В стране подобное право имеет совсем небольшое количество университетов, так что его действительно надо заслужить. Помню, в первый раз, когда к нам пришло письмо с просьбой предложить своего кандидата на премию, мы думали – это будет разовое предложение. Но сотрудничество продолжается и по сей день.

– И как происходит сам процесс выдвижения кандидата?

– Собираемся кафедрой, спорим, дискутируем. Каждый выдвигает своих претендентов, обязательно обосновывает. Выдвигаем либо того, кто действительно сейчас заметен в литературном пространстве, либо того, кто, быть может, пока не так известен, но мы считаем, что Нобелевская премия может спровоцировать интерес к этой фигуре. В прошлом году мы выдвинули ненецкую писательницу Анну Неркаги. Мы знали, что она, скорее всего, не победит. Но она пишет про народности Севера, и нам было важно привлечь внимание к этой теме.

К слову

Нобелевский комитет – очень закрытая организация. По регламенту, они не разглашают имена номинантов в течение 50 лет. Если Петер Надаш не получит премию, мы узнаем, был ли он в шорт-листе, лишь через полвека. Однако нередко информация просачивается в букмекерские конторы, и денежные ставки на потенциального кандидата – довольно распространённое явление. Именно так стало известно, что Надаш номинировался на премию уже как минимум три раза. Размер премии в прошлом году, как и в предыдущие два, составил восемь миллионов шведских крон – это примерно 953 тысячи долларов или около 73 миллиона рублей.

– А ещё годом ранее вы выдвигали Светлану Алексиевич. Угадали, опередив события на один год. Достаточно спорная фигура…

– Мы оценивали исключительно её вклад в литературный процесс. Поэтому не сильно спорили – для нас он очевиден. А то, что вокруг нобелевских лауреатов – не только вокруг Алексиевич, но и других, разгораются споры – свидетельство того, что в наше время литература – это не только тексты, это лакмусовая бумажка для отражения того, что вообще в мире происходит.

– Надаш – автор в России не очень известный. Почему выбор остановили на нём?

– Он внёс крупный вклад в мировую литературу. Это видный романист, который совмещает в своих произведениях традиции таких писателей, как Пруст и Томас Манн. В России его знают не так хорошо, как хотелось бы, но свой читатель есть. Это наша миссия – просвещать и открывать новое.

Досье «ОГ»

Петер Надаш (р.1942 г.) – венгерский прозаик и драматург. Известные произведения: сборник повестей и новелл «Библия» (1967), роман «Конец семейного романа» (1977), роман «Книга воспоминаний» (1986), трёхтомный роман «Параллельные истории» (2005). Книги переведены на многие языки, в том числе и на русский.

– Не могу не спросить: почему не выдвигаете российских авторов? Я уж не говорю об уральцах…

– В ближайшие годы – и это можно сказать уверенно – русскоязычный писатель не получит Нобелевскую премию. Это ни в коем случае не свидетельство низкого уровня литературы в стране. Нобелевский комитет стремится к тому, чтобы премию получали самые разные авторы, так что после Алексиевич должно пройти время, чтобы лауреатом вновь стал русскоязычный автор. Посмотрите на разброс дат, когда отмечались наши авторы, – 1933, 1958, 1965, 1970, 1987… В конце концов, получает ли писатель премию (Нобелевскую или иную) или не получает, определяет степень его признания, но не делает его тексты лучше или хуже. У нас очень богатая литературная палитра сегодня, много достойных авторов – как в России, так и на Урале.

Областная газета Свердловской области