Ледяной поход Билана

Отдельно стоит отметить костюмы и причёски в этом фильме, которые подобраны историком моды Александром Васильевым. Кстати он сам выступил не только в качестве художника по костюмам, но и сыграл в небольшом эпизоде

Отдельно стоит отметить костюмы и причёски в этом фильме, которые подобраны историком моды Александром Васильевым. Кстати он сам выступил не только в качестве художника по костюмам, но и сыграл в небольшом эпизоде

  • Опубликовано в №064 от 13.04.2016

За первый уик-энд фильм «Герой» собрал более 61 миллиона рублей (и занял третье место после фильма о Бэтмене и Супермене и «Зверополиса»). Картина получилась вполне достойной интереса не только «ядерного электората» Билана, но и самой широкой публики, отдающей предпочтение качественному кино.

Скептическое отношение к фильму ещё перед премьерой вполне объяснимо. Смогут ли два фактически дебютанта на ключевых позициях сделать что-то новое на тему отнюдь не оригинальную – фильмов с историческими параллелями в отечественном кинематографе немало. Да, режиссёр-постановщик Юрий Васильев хорошо известен актёрскими работами, постановками в Театре сатиры, но к большому кинематографу он обращается лишь второй раз. Дима Билан собрал массу эстрадных призов, стал единственным отечественным исполнителем, получившим «Хрустальный микрофон» конкурса «Евровидение», но для главной роли на широком экране хорошие вокальные данные и личное обаяние – качества, увы, не главные.

Анонс «Героя» в сети «Фейсбук» посмотрело около миллиона человек – таким рейтингом могут похвастаться ролики к голливудским фильмам. Возможно, поклонницы Билана, больше привыкшие к появлению кумира в музыкальных клипах, просмотром трейлера и ограничились. Мои личные наблюдения говорят о том, что основную аудиторию составили вовсе не девочки 12–18 лет, а зрители от 30 лет и старше.

На экране самодержавная Россия – балы, офицеры, шампанское, дуэли, барышни в красивых нарядах, но в воздухе уже витает предчувствие надвигающейся катастрофы, которую многие по ошибке воспринимают как нечто романтическое. На каком-то интуитивном уровне трагедию чувствуют лишь главные персонажи – ротмистр Алексей Долматов (Дима Билан) и княгиня Вера Чернышёва (Светлана Иванова). Они влюбляются друг в друга, но их разлучают сначала Первая мировая вой­на, а потом и Гражданская вой­на. Оба погибнут молодыми, так и не познав счастья быть вместе. Но души их встретятся спустя много лет во Франции. И как запутанный клубок Андрей Куликов – правнук Алексея Долматова (тоже в исполнении Билана) – будет разматывать непростую историю жизни и любви прадеда.

Действие фильма перемещается из начала XX века в наши дни и обратно. Было любопытно, как его создатели преподнесут эту параллель, не запутается ли зритель в героях? И путаницы нет, потому что Алексей Долматов и Андрей Куликов в исполнении Билана – два абсолютно разных человека. И это бесспорный показатель актёрского мастерства. Долматов действительно герой, хотя ему бывает и больно, и до слёз страшно, но, несмотря ни на что, он сохраняет офицерское благородство. Куликов – обычный автомеханик, которому не чужда жажда наживы, но при этом он не лишён искренности и умения любить.

Билан доказал своей работой в фильме, что, казалось бы, невозможное (абстрагироваться от растиражированного эстрадного образа) действительно возможно. Сам Дима не раз говорил, что многому на­учился у коллег по фильму, которые, кстати, играют блестяще. И на первое место я бы, бе­зусловно, поставила Александра Адабашьяна. Его персонаж – Лев Эммануилович Чиж – появляется в современной части в качестве посредника при продаже раритетного автомобиля и привносит в картину немного юмора. Сыграно, кажется, очень легко, а роль получилась ювелирно точная.

Шикарен и Александр Балуев – он играет промышленника-нувориша Терещенко, который пользуется государственным переворотом и добивается своего. Он жадный, жестокий, трусливый, но… тоже умеет любить и не вынесет ухода любимой женщины. Ну и, конечно, Светлана Иванова, сыгравшая в фильмах и сериалах множество современниц, и в исторической картине оказалась очень органичной и убедительной – перед нами предстаёт молодая барышня с кристально чистой душой, которая будет спасать больных в военном госпитале, в которую, имея сердце, нельзя не влюбиться.

Добрых слов заслуживает и постановщик танцев – хорео­граф Евгений Папунаишвили: бал в этом фильме приятно смотреть – это вам не странные и угловатые па в исполнении Киры Найтли в американской версии «Анны Карениной».

«Герой» не претендует на звание эпохальной картины, хотя есть там и батальные сцены, и великая история страны. Более того, это практически единственная попытка в кинематографе отразить один из самых трагических, хотя и малоизвестных эпизодов нашей истории: «Ледяной поход» Добровольческой армии генерала Корнилова. Поход, который был обречён, который унёс жизни тысячи белых офицеров и кадетов. Остались лишь души бесполезно погибших. Они-то и будут (пусть это и воспринимается как сказка) искать свою любовь уже в наше время.

Смотрится фильм на одном дыхании, а в финале, когда понимаешь, что тебе уже всё рассказали, уходить из зала не хочется. И это правильно. «Героя» нужно смотреть до конца титров – чтобы не только подольше побыть с полюбившимися персонажами, но и послушать прекрасный романс в исполнении Димы Билана.

Областная газета Свердловской области