Последняя «Маска» от критиков досталась «Сатьяграхе»

Многие критики в номинации «Мужская роль в опере» отдавали предпочтение Владимиру Чеберяку (на фото), исполняющему в «Сатьяграхе» партию Махатмы Ганди. Но лучшим был признан москвич Алексей Татаринцев за роль Ромео. Фото: Елена Лехова

Многие критики в номинации «Мужская роль в опере» отдавали предпочтение Владимиру Чеберяку (на фото), исполняющему в «Сатьяграхе» партию Махатмы Ганди. Но лучшим был признан москвич Алексей Татаринцев за роль Ромео. Фото: Елена Лехова

  • Опубликовано в №068 от 19.04.2016 

В субботу вечером в Москве, в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, были объявлены лауреаты премии «Золотая маска»-2016. В этом году свердловские театры на «Золотой маске» были номинированы 21 раз, что является рекордом региона за всю историю премии (более масштабным успехом могла похвастаться только Пермь — 28 номинаций). Только в рамках номинации «Лучший балетный спектакль» было представлено сразу три постановки Екатеринбургского театра оперы и балета. Но ни одна из них в итоге не удостоилась главной награды. Да и вообще урожайным на «Маски» этот год не назовёшь…

Да, дважды отметили оперу «Сатьяграха», но это были всё же «второстепенные» награды — за исполнительские качества хора (номинация, учреждённая специально для этого спектакля) и приз критиков.

На фото (слева направо) директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин, главный дирижёр Оливер фон Дохнаньи и исполнитель роли Махатмы Ганди Владимир Чеберяк. Неизвестный фотограф

Из церемонии награждения особенно запомнились слова знаменитого режиссёра Льва Додина, которые он произнёс, вручая награды в категории «Лучшие спектакли в драме». Он отметил, что каким бы ни было распределение «Масок», в газетах всё равно напишут, что оно было неправильным. И действительно — не успела закончиться церемония, как в социальные сети посыпались записи — «региональные театры засудили…» Тем более что в начале года было объявлено: «Золотая маска» принципиально обратит свой взор не на Москву и Санкт-Петербург, а на театры других городов.

Что ж, можно долго винить жюри в ангажированности, но если посмотреть на ситуацию шире, то организаторы и эксперты «Золотой маски» в общем-то сделали, что обещали. За последние три года программа фестиваля стала гораздо насыщеннее — в рамках одной номинации стало больше соискателей. Так, по сравнению с прошлым годом при том же количестве номинаций претендентов на «Маску» увеличилось на 66 (!). Да, возросла и конкуренция, но одна из главных задач фестиваля «Золотая маска», как нам кажется, не просто раздать призы, а привлечь внимание публики к наиболее заметным спектаклям года, а значит, популяризировать театральное искусство как таковое. И яркий пример тому — Серовский театр драмы им. А.П. Чехова. В данном случае внимание привлекли не только к небольшому театру, но и к самому городу. И театры разных регионов имеют приличную долю в афише «Золотой маски». Это труппы из Новокуйбышевска, Минусинска, Ижевска, Уфы и других городов: вместе они составили около 50 процентов программы, что, согласитесь, немало.

А чтобы мы могли увидеть наиболее масштабную театральную карту страны, эксперты «Золотой маски» посмотрели в общей сложности 700 спектаклей.

И в том, что лауреатами премии стали в основном москвичи и питерцы, кстати, ничего необычного нет. В этом году была очень серьёзная конкуренция — столь высок был уровень представленных работ. Без наград остался, например, обладатель нескольких «Масок» прошлых лет Вячеслав Самодуров. А лучшим стал балет «Герой нашего времени», поставленный Кириллом Серебренниковым в Большом театре.

Теперь — о «Сатьяграхе». Конечно, жюри не могло не заметить хор в этой опере, за что присудили спецприз — «Маску» за исполнительское мастерство хора. И уже под занавес церемонии на сцену вышел Алексей Бартошевич (советский и российский театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира) и вручил приз критиков. «Очень бы хотелось, чтобы название или имя в конверте совпало с моим мнением», — выразил надежду Бартошевич.

Так и случилось — критики отметили «Маской» «Сатьяграху». Спектакль стал последним номинантом в истории главной театральной премии страны, получившим «Маску» от критиков. Со следующего года её решено упразднить.

Любопытно, что «Маску» как лучший режиссёр в оперетте-мюзикле получил Алексей Франдетти за «Рождество О. Генри» в театре имени Пушкина. Сейчас на сцене Свердловской музкомедии идёт другой спектакль в его постановке — «Бернарда Альба».

Областная газета Свердловской области