Больше, чем книги

  • Опубликовано в №071 от 22.04.2016

Стал известен длинный список Национальной литературной премии «Большая книга». В него вошли 37 произведений русскоязычных авторов со всей страны и мира — это Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Леонид Юзефович и другие. Есть среди полуфиналистов и свердловские писатели — это Анна Матвеева с романом «Завидное чувство Веры Стениной» и Сергей Беляков с публицистической книгой «Тень Мазепы». «ОГ» с литературными критиками Урала рассказывает, на какие произведения стоит обязательно обратить внимание.

Список финалистов традиционно объявят в мае (дата уточняется) на литературном обеде.

В прошлом году в финал «Большой книги» выходила Анна Матвеева со сборником рассказов «Девять девяностых». Тогда первая премия досталась Гузели Яхиной за роман «Зулейха открывает глаза», а уральский автор заняла второе место в читательском голосовании.

Уже будучи финалистом «Большой книги», Анна Матвеева рассказала в интервью «ОГ», что победить у неё не получится: «Меня номинировали за цикл рассказов, а «Большую книгу», как правило, дают за «капитальные тома»: биографии, романы». 

Что же, если делать акцент на этом критерии, то роман «Завидное чувство Веры Стениной», на наш взгляд, идеально подходит под формат премии, а значит, есть и шансы сорвать большой куш…

Второй свердловский автор, представленный в «Большой книге», — Сергей Беляков. Сергей — заместитель главного редактора журнала «Урал», лауреат премии имени П.П. Бажова и Горьковской литературной премии. Широкой публике он известен как автор биографической книги «Гумилёв сын Гумилёва», с которой он вышел в финал «Большой книги» в 2013 году. На этот раз Беляков номинирован за публицистический роман «Тень Мазепы» о взаимоотношениях «русского» и «украинского» в контексте нынешних дней. 

Несмотря на то, что оба наших автора уже были в финале «Большой книги», говорить о возможной победе рано. Тем более что конкуренция в этом году более чем серьёзная. 

— Я прочитал ещё далеко не все произведения из длинного списка премии, — рассказывает литературовед, профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX века УрФУ Леонид Быков, — но поймал себя на мысли, что начал всё же со знакомых имён. И у меня возникло чувство, что авторы определённого уровня и письма, добившиеся безусловного успеха, в этом году своими произведениями лишь подтвердили свой статус. Такие вещи тоже интересны, но рассчитывать на премиальные перспективы им трудно. В премии «Большая книга» важно, чтобы произведение стало открытием не только для читателя, но и для самого автора, который открыл бы в себе что-то новое. Так вот и те, и другие книги в этом списке есть. Очень понравилась биография Василия Шукшина, написанная Алексеем Варламовым. С одной стороны, автор набил себе руку на сочинении книг для серии «ЖЗЛ» — он автор биографии Пришвина, Булгакова, Распутина. И про Шукшина до этого я читал немало всего, но, с другой стороны, эта книга — большая удача писателя, потому что шукшинский характер предстаёт перед нами без христоматийного глянца. Василий Шукшин здесь как писатель и как человек — без иллюзорности, трезвости, объёмности, как многие шукшинские персонажи. Радует, что вошла в очередной список Анна Матвеева с романом «Завидное чувство Веры Стениной». Это книга, где замечательные беллетристические возможности соседствуют с просвещением как самого автора, так и читателя в проявлении некоторых явлений изобразительного искусства.

Наряду с традиционным для «Большой книги» жанром романа в полуфинале премии соседствуют произведения биографического и документального жанра, или так называемого нон-фикшна — «литературы непридуманного», которые, по мнению критиков, сегодня соперничают с романом не только по читательскому вниманию, но и по шансам на главный приз. 

— Возможности жанра нон-фикшн во всей красе демонстрируют сегодня такие авторы, как Сергей Беляков и Леонид Юзефович, — делится впечатлениями кандидат филологических наук, главный редактор издательско-полиграфического центра УрФУ Евгений Зашихин, — оба они — кандидаты исторических наук. Многие изумляются, как им удаётся эпическое мастерство повествователя совместить с кропотливым документальным исследованием. В романе Юзефовича «Зимняя дорога» мы видим человека на изломе судьбы, а в человеке — историю. Книгу Сергея Белякова «Тень Мазепы» жду с большим нетерпением, потому что его предыдущий роман «Гумилёв сын Гумилёва» — сильнейшее произведение, до сих пор жалею, что в своё время ему не дали главный приз. В этом году не хотел, чтобы премию получили работы Евгения ВодолазкинаМаксима Кантора и Людмилы Улицкой — это мой «антивыбор»… А отметил бы, пожалуй, ещё Василия Авченко и с романом «Кристалл в прозрачной оправе». Этот писатель — по-хорошему регионально мыслящий человек, как Павел Бажов или Дмитрий Мамин-Сибиряк. Это люди, которые открыли целый регион. Авченко сегодня делает то же самое для Дальнего Востока.

У главного редактора журнала «Урал», драматурга Олега Богаева «антисписок» получился больше, чем список рекомендаций.

— Если говорить о том, кого бы я точно не отметил, — так это Захар Прилепин, — считает Богаев. — В этом году он представил не самую лучшую работу. Также новому роману Людмилы Улицкой я бы тоже не дал премию — «Лестница Иакова» — это не художественное произведение, а некая гуманитарная акция. Также я не осилил произведение Водолазкина. Он очень сильно начал в прошлом году с романом «Лавр», а новая книга получилась неинтересной. Есть ещё, к примеру, крепкие «середняки»: это Алексей Слаповский и Александр Иличевский. Они, конечно, ещё могут прыгнуть выше своей головы, но не в этом году. Теперь об успехах. Отметил бы Леонида Юзефовича. В своё время мы открыли это имя в «Урале» — это крепкий, достойный писатель. Выделил бы также «Ненастье» Иванова — этот автор очень хорошо понимает жизнь современного человека и так же хорошо переносит эту жизнь на страницы. Кроме того, в книге присутствует авторский психологизм, который делает чтение невероятно увлекательным. 

Что любопытно, конкуренцию писателям в этом году составят представители самых разных профессий — например, в список вошёл художник Саша Окунь с книгой «Камов и Каминка», зоолог Владимир Динец с книгой «Песни дракона» и кинорежиссёр Ираклий Квирикадзе. Кстати, именно в редакции «ОГ» он впервые сообщил, как будет называться его книга — «Мальчик, идущий за дикой уткой». «На протяжении жизни меня часто спрашивали: «Почему ты не напишешь роман?» На что я отвечал: «Какой роман? Я сценарист, который пишет сюжеты. А романы писали Флобер, Достоевский, Селинджер — вот они имеют право быть романистами. И только к 76 годам я решился… Это автобиографический роман, в финале я рассказываю о своём сыне — ему два года, он родился в Лондоне. Год я писал роман и не знал, как его назвать. Там же в Лондоне произошла интересная история, когда мой малыш делал свои первые шаги и… пошёл в кусты за дикой уткой. Редакции эта история понравилась. И вот вам первым рассказываю, что книга будет называться «Мальчик, идущий за дикой уткой», — рассказал Ираклий Михайлович журналистам «ОГ».

 «Большая книга»: выбор «Областной газеты»

Документальный роман об эпизоде Гражданской войны. Юзефович — единственный автор, которого отметили все опрошенные нами критики.  Ему удалось показать и противостояние главных героев во время Гражданской войны, и трагедию их жизни после войны.

Жизнеописание Владимира Маяковского. Книга написана для серии «ЖЗЛ». Подробно описывая жизненный путь своего героя, автор сосредотачивает внимание на ключевых моментах, видя в них отражение главных проблем русской интеллигенции.

Роман о женской дружбе и ненависти. Книга написана очень легко, даже с некоторыми элементами беллетристики в лучшем значении этого слова, при этом раскрывает новые грани изобразительного искусства. Роман можно смело назвать гимном красоте.

Автобиографический роман, повествующий о жизни и о кино.Книга отличается поэтичной и одновременно эксцентричной манерой, столь близкой стилю Квирикадзе. Это первый роман автора — и он сразу попал в полуфинал самой престижной литературной премии страны.

Историко-публицистический роман о взаимоотношениях «русского» и «украинского» в контексте нынешних дней. Автор удивительным образом соединяет дотошность историка с талантом рассказчика. Фундаментальное исследование изложено живым языком.

Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена в 2005 году Центром поддержки отечественной словесности. Автор, занявший первое место, получает 3 млн руб., второе — 1,5 млн руб., третье — 1 млн руб.

Областная газета Свердловской области