Константин Райкин в Екатеринбурге защищал права режиссёров

Павел Крашенинников и Константин Райкин (справа) надеются, что закон об авторских правах театральных режиссёров  из многолетней мечты воплотится в жизнь. Фото: dailyculture.ru

Павел Крашенинников и Константин Райкин (справа) надеются, что закон об авторских правах театральных режиссёров из многолетней мечты воплотится в жизнь. Фото: dailyculture.ru

  • Опубликовано в №084 от 14.05.2016

Сегодня в Окружном доме офицеров состоялся творческий вечер руководителя московского театра «Сатирикон» Константина Райкина, а днём актёр и режиссёр принял участие в обсуждении законопроекта, который может стать революционным для отечественных театров, причём как столичных, так и региональных.

В отличие от композиторов, хореографов и других создателей театрального действа режиссёр-постановщик до сих пор не имеет никаких юридических прав на своё произведение. Об этой проблеме говорили многие титаны российской сцены, начиная ещё со Всеволода Мейерхольда, но только сейчас этот правовой казус, кажется, скоро удастся устранить. В обсуждении, проходившем в екатеринбургском Доме актёра, помимо Константина Райкина, приняли участие художественный руководитель и директор Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского театра), глава Гильдии режиссёров Союза театральных деятелей России Валерий Фокин, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и представители театральной общественности Свердловской области.

– Самое сложное состояло в том, чтобы придумать форму фиксации режиссёрского труда, – отметил Константин Райкин. – Была найдена такая форма, как партитура спектакля, в которой прописаны все мельчайшие детали от первой до последней секунды, все мизан­сцены. Создание такой партитуры не только будет защищать режиссёров от произвола, но и потребует другого уровня профессионализма в театре, где многое происходит по наитию.

В 2000 году Константин Райкин был удостоен «Золотой маски» за лучшую мужскую роль в моноспектале «Контрабас». Фото: dailyculture.ru

Поддержал московского коллегу и главный режиссёр Свердловского театра музкомедии Кирилл Стрежнев:

– Дело не в том, что авторские права на спектакль принесут нам, режиссёрам, больше денег, – сразу отмёл подозрения в меркантильном подходе обладатель двух высших российских театральных премий «Золотая маска». – Дело в профессии, которой мы занимаемся 24 часа в сутки. Обидно, когда в Интернете я вижу спектакль театра из далёкого города, в котором я узнаю собственную постановку двухлетней давности. Екатеринбург – театральный город, и аналогичные проблемы есть у других наших коллективов.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются режиссёры: в спектакли, задуманные как единое целое, затем сплошь и рядом вносятся какие-то изменения без всякого согласования с создателем. То ли из-за ухода актёра, то ли из-за письма возмущённой общественности в Министерство культуры. С принятием закона вторгаться в спектакль по поводу и без станет гораздо сложнее. Как отметил Кирилл Стрежнев, документ этот очень необходим даже не столько нынешнему поколению режиссёров, уже имеющих авторитет в профессиональных кругах, сколько новому поколению, чтобы они не теряли уважения к профессии.

Законопроект уже внесён в Госдуму и прошёл первое чтение. После его принятия должны быть внесены изменения в четвёртую часть Гражданского кодекса, посвящённую интеллектуальной собственности.

Досье «ОГ»

Константин Райкин, народный артист России (1992). Родился 8 июля 1950 года в Ленинграде в семье народного артиста СССР Аркадия Райкина. В 1971 году окончил театральное училище имени Щукина. Десять лет служил в театре «Современник», с 1981 года – в Ленинградском театре миниатюр (ныне – московский театр «Сатирикон»). С 1988 года – художественный руководитель театра. Помимо актёрских и режиссёрских работ в театре, сыграл более двадцати ролей в кино, из которых самая известная – «Труффальдино из Бергамо» (1976).

Областная газета Свердловской области